Предыдущая Следующая
Если без актера немыслима
кинокартина, то без влюбленности в него немыслима мало-мальски плодотворная
работа кинооператора» . Этой влюбленностью в актера и пронизаны все фильмы
оператора В. Монахова.
Г л а в а IV
РАБОТА СО
СВЕТОМ НА НАТУРЕ
НАТУРА В ФИЛЬМЕ
1. Композиция натурных кадров
Прекрасная традиция съемки
эпизодов фильма в реальной обстановке ведет свое начало от первых выдающихся
произведений советской кинематографии.
В фильмах «Броненосец «Потемкин»,
«Мать», «Потомок Чин- гис-хана», «Чапаев», «Мы из Кронштадта» действие
развивается в реальной натурной среде.
Натурные сцены на Одесской
лестнице в «Броненосце «Потемкин», рабочая слободка в «Матери», природа
Монголии в «Потомке Чингис-хана», заволжские степи в «Чапаеве», сумрачная
Балтика в фильме «Мы из Кронштадта» органически включены в образную систему
фильма, конкретизируя место и обстановку действия.
Режиссеры и операторы этих
фильмов творчески использовали богатый натурный материал для усиления
художественного воздействия на чувства и сознание зрителя.
Такие шедевры
киноизобразительного искусства, как эпизоды «Одесская лестница» и «туманы» в
фильме «Броненосец «Потемкин», «рабочая демонстрация», «ледоход» и «тюрьма» в
«Матери», «буря» в «Потомке Чингис-хана», «психическая атака» в «Чапаеве»,
«сцена в лесу» из фильма «Повесть о настоящем человеке» и «дорога смерти»
в«Богдане Хмельницком», эпизод «объяснение в любви» в фильме «Урок жизни»,
сцена «бегства» из фильма «Судьба человека» и многие другие, построены на том,
что в них создан не только образ человека, но и образ природы, которые, гармонически
сочетаясь, в своем художественном единстве поднимаются до значения
выразительнейших символов.
В художественных фильмах пейзаж
входит в композицию фильма в разных формах. Иногда в отдельных самостоятельных
кадрах пейзаж дается как экспозиция места действия, в других случаях пейзаж
представляет собой обстановку для актерских и массовых сцен.
Предыдущая Следующая