Предыдущая Следующая
В фильме «Повесть пламенных лет»
(сценарий А. Довженко, режиссер Ю. Солнцева, операторы А. Темерин и Ф.
Проворов) с большой силой проявились достоинства широкоформатного кино.
Возвышенная,
монументально-романтическая патетика сценария А. Довженко, масштабность его
замысла требовала приподнятой изобразительной стилистики фильма, масштабности
средств воплощения.
Оператор А. Темерин на съемке
фильма «Повесть пламенных лет»
Пластическое решение, адекватное
яркой литературной образности А. Довженко, было найдено с помощью кинематографа
широкого формата.
Перспективно-пространственные
возможности широкого формата позволили по-новому, с большой убедительностью и
наглядностью раскрыть поэтическое богатство довженковских образов. Начинаешь
думать, что, может быть, старый кинематограф был слишком узок и мал для
возвышенно - философского искусства великого поэта экрана.
В фильме достигнуто удивительное
совпадение технического мастерства и высокого искусства. Одно из особенностей
«Повести пламенных лет» — замечательное сочетание рельефного, почти
стереоскопического крупного плана с окружающим миром. Это интересно и
изобразительно и философски.
Рассмотрим, какие особенности
работы над широкоформатным фильмом проявились при съемке одного из эпизодов
фильма «Повесть пламенных лет», названного автором сценария А. Довженко
«Прощания шумели над Днепром».
«В осеннюю ночь сорок первого
года прощания шумели над Днепром. Отцы и матери прощались с детьми, мужья с
женами, братья с сестрами. Разлучалась любовь с любовью, надежда с надеждой,
прощалось несбыточное замужество, неосуществленное материнство.
Был ветер в ту ночь. По небу
проносились тревожные тучи с запада, с германской стороны, и пахло трупом и
пожаром.
Прощались торопясь и ,подавив
тоску, уходили быстро, словно вдогонку за своими необычайными судьбами.
Никто не знал размеров грядущего
в ту ночь. Не знал и герой нашей повести, солдат начала Отечественной войны
Иван Орлюк.
Предыдущая Следующая