Предыдущая Следующая
В кадрах нет замкнутых положений
актеров, нет специальной ориентировки актера относительно света. И именно эти
приемы съемки передают жизненность поведения актеров в предложенных
обстоятельствах и способствуют убедительности образов фильма.
При просмотре кадров, снятых
таким образом, создается ощущение экспромта, ощущение того, что на экране не
поставленная сцена, а снятый документально жизненный эпизод со случайной,
«непостроенной» композицией и освещением.
Но это ощущение ошибочно.
Подобный метод съемки требует не меньшей, чем раньше, если не большей
организации и точности постановки мизансцены и еще большей собранности и сосредоточенности
в работе оператора.
И для этой манеры решения
сохраняют свое значение композиционные принципы С. Эйзенштейна, например, его
определение основной задачи композиции, как «очистки значительного от
привходящего и н1есущественного», «отчетливое выделение существенно
нужного» .
Простота и естественность
киноизображения не рождаются случайно, не возникают вдруг, а требуют самой
тщательной организации всех элементов съемки, строгой координации движений
актеров и камеры, самой точной и тщательной разметки этих движений в
пространстве, продуманной установки света.
Это только кажется, что актер с л
у ч а й н о оказался в профиль к аппарату и попал в лучи контрового света. Нет,
этот эффект был заранее тщательно продуман режиссером и оператором, точно срепетирован
и снят.
Нельзя злоупотреблять
«документальностью» изображения, нельзя превращать фильм в неряшливое и
неорганизованное зрелище, выдавая это за реализм или за стремление достоверно
отразить «подлинную жизнь».
В конечном итоге именно
неряшливые кадры приобретают характер случайности, нежизненности, теряют
художественную выразительность. Они смотрятся не как образное выражение, а как
фотографическая фиксация, т.е. как то, что С. Эйзенштейн называл «пассивным
воспроизведением», ничего общего не имеющим с искусством.
Предыдущая Следующая