Предыдущая Следующая
Изобразительное единство кадров,
составляющих эпизод или сцену, не следует понимать механически.
Единство стиля монтажной
композиции отнюдь не означает, что в каждом из входящих в нее кадров должен
быть повторен
тот же свет, тот же оптический
рисунок, то же композиционное построение. Такой метод работ привел бы не к
единству, а к подобию, однообразию. Под единством следует понимать органическое
соподчинение всех композиционных форм, органичных для данной темы, данного
сюжета.
Требование ясности и логичности
композиции монтажных кадров, а также их изобразительного единства отнюдь не
означает, что их построение и освещение должны быть стандартны, а содержание
банально. Наоборот, только оригинальность и даже неожиданность
изобразительно-монтажных решений могут вызывать интерес зрителя. Но именно
неожиданные и оригинальные композиционные решения требуют прежде всего ясно
читаемого предметного содержания кадра.
2.
Организация внимания
Как мы уже говорили, организовать
внимание зрителя — одна из основных задач композиции кадра.
Внимание зрителя привлекает
прежде всего актуальность содержания, а также новизна и оригинальность формы.
Предметы, снятые с обычной точки зрения, часто не оставляют следа в сознании.
Вызывают зрительный интерес те объекты, явления, которые так или иначе
выделяются среди окружающих предметов, открываются в неожиданном и новом
ракурсе, в новом качестве.
После того, как с помошыо
каких-либо киноизобразительных средств — оригинального ракурса, выбора кадра и
т. д. — удалось обратить внимание зрителя на объект, необходимо добиться его
устойчивости, т.е., вызвав интерес к изображаемому, поддерживать этот интерес.
Одним из важных условий
устойчивости внимания является разнообразие зрительных впечатлений. Все
однообразное быстро надоедает. Известно, что длительность сосредоточенности
зрителя на экранном изображении невелика. Кадр продолжительностью в минуту
(длина 30 м) смотрится с трудом, и только яркое содержание речи или реплик
может вызвать достаточный интерес и удержать внимание зрителя. Просмотр фильма
требует постоянной сосредоточенности взгляда зрителя на плоскости экрана и
неподвижности головы, в то время как «глаз — самый подвижный из наших органов
чувств. p
бодрствующем состоянии его естественный режим — движение» . Когда мы слушаем
собеседника или оратора на трибуне, или актера на сцене, мы свободны в своих
зрительных функциях, то есть мы можем отвлечься от объекта наблюдения,
перевести взор на окружающие предметы и лица, ограничить поле наблюдения и т.
д. Но если мы наблюдаем оратора или актера на экране, то возникает
искусственное
Предыдущая Следующая