Предыдущая Следующая
ЗАКОНЫ КИНОКОМПОЗИЦИИ
1. Ясность предметной формы
Композиция кинокадра — это
серьезная проблема операторского творчества.
Размеры экранов,
оптико-технические свойства киноизображения, условия наблюдения изображения
зрителем, монтажный строй кинопроизведений — все это весьма важные условия,
жестко предопределяющие особенности композиции кадров фильма и предъявляющие
строгие требования к творческой работе оператора, к его специальной
киноизобразительной культуре.
Композиционное творчество
оператора, работающего над фильмом, должно строиться прежде всего с учетом
интересов зрителя. Этим зрителем могут быть ребенок и школьник, знания жизни
которых еще не велики и ассоциативные возможности ограничены. Зрителем может
быть и престарелый пенсионер, у которого, наоборот, достаточно знаний и
жизненного опыта, но уже замедлена реакция восприятия.
Отсюда основное требование к
качеству экранного изображения, а следовательно, и к композиции кадра — я с н о
с т ь и читаемость содержания кадра, т.е. быстрое, незатрудни- телыюе узнавание
изображаемых предметов.
Неразборчивость предметной формы
при монтажном изложении фильма на экране тормозит восприятие и сводит «на нет»
выразительность образов.
Каждая фигура и предмет в кадре
должны иметь определенное отношение к содержанию, поэтому из кадра удаляют все,
что не «играет», не несет действия. Лишь таким образом достигается оптическая
ясность содержания. Только в том случае, если зритель легко, без напряжения
воспринимает объем, форму, цвет предметов и их пространственное расположение,
ему становится доступным и образный смысл происходящего в фильме.
Для этого необходимо:
чтобы кадр не был загроможден
несущественными деталями,
чтобы важные объекты и фигуры не
перекрывались,
чтобы фигуры и лица не
накладывались друг на друга.
Кроме того, необходимо, чтобы
оптический и тональный центры кадра совпадали бы с сюжетным, светотональные
эффекты не мешали читать формы фигур и предметов и в то же время чтобы кадр не
был монотонным, т. е. плоским и скучным.
Предыдущая Следующая