Предыдущая Следующая
действие актеров и выразительно
показать его на экране. Это и есть работа над композицией кадра.
Композиция кадра имеет целью
организацию пластического материала в кадре: улыбка Суворова, скольжение на
паркете, утрированный поклон — все эти актерские находки являются предметом
композиции кадра. Приемы съемки, в данном случае кинопанорама, применены с
целью выразительно показать актерское действие на экране. Можно с уверенностью
сказать, что если бы не применение кинопанорамы, не удалось бы подчеркнуть
выразительность замечательного исполнения роли артистом
Н. Черкасовыми образ Суворова не был бы
столь убедительным в фильме.
Сцена Суворова и Аракчеева решена
монтажно крупными планами (кадры с 385 по 394).
Техника изобразительно-монтажного
построения следующая: направление и ракурсы крупных планов строго соответствуют
направлению, данному в кадре 385 (средний: Суворов и Аракчеев), что помогает
зрителю ориентироваться в пространственной связи персонажей, действующих на
крупных планах.
Эпизод заканчивается крупным
планом Аракчеева (в исполнении артиста Астангова), который угрожающе поднял
палец и заставил придворных замолчать.
Этот крупный план обеспечивает
драматургический и зрительно-пластический переход на новую сцену — Суворова и
Павла I
в Тронном зале.
Приведенный нами разбор этого
классического по изобразительно-монтажному и постановочному решению эпизода
имеет одну цель — наглядно показать, как с помощью композиции кадра и
операторских приемов съемки в кино осуществляется оптическая организация
пластического материала в кадре с целью усилить выразительность актерского
действия на экране и организовать внимание зрителя на этом действии.
« С У В О Р О В »
Отрывок из монтажного листа
365. Ндп. 6,49 Год спустя Суворов неожиданно
вызван к им
ператору Павлу. Свидание
состоялось в Гатчине.
366. Общ. 15,51 (Из зтм.) Чесменская галерея.
Сановники, дамы
Предыдущая Следующая