Предыдущая Следующая
1 См. отрывок из монтажного листа
фильма «Суворов>>, стр. 53.
моей актерской спиной, висит
задник кисти величайшего мастера. Я его не вижу, он мне не только не помогает,
но, напротив, мешает мне, так как обязывает слиться с фоном, т. е. быть не
менее, а даже более гениальным, чем сам художник-мастер, чтобы выделиться и
стать заметным на его 1
красочном полотне» .
Конечно, это не значит, что
кинематографисты должны пренебрегать качеством декораций. Наоборот, в
кинематографе, где актер выступает перед зрителем через свое изображение на
экране, декорации не только определяют обстановку и среду действия, но и
являются тем живописным фоном, на котором оператор рисует фигуру актера,
выявляет ее пластические формы и черты лица, позволяющие зрителю видеть и
чувствовать жизнь актера в образе.
Сверху вниз: эскиз декорации
«Чесменская галерея», реальный интерьер Чесменской галереи Гатчинского дворца,
кадр из фильма «Суворов»
Освещение декорации было решено в
технике рисующего освещения. Черный и белый
материал костюмов, богатство
архитектурных форм декорации и живописная роспись на стенах — все это лучше
воспринимается при рассеянном, заполняющем освещении, при котором фона
смотрятся в тоне — без резко выявленной светотени. В то же время фигуры,
освещающиеся рисующим направленным светом, хорошо выделяются на спокойном фоне.
В кадре 370 показан проход
Суворова перед строем солдат на Гатчинском плацу. «Ура», начавшееся еще в
кадрах 367, 368 и 369, звучит здесь в полную силу. Звук смыслово объединяет ряд
монтажных кадров, обозначает связь действия. Поэтому, компонуя, например, кадр
371 — «дамы смотрят в окно», — оператор учитывал, что крики «ура» помогают
обозначить место действия — Гатчинский плац, где солдаты встречают Суворова.
Это позволяет не перегружать кадр показом плаца за окном, а ограничиться
изображением прильнувших к окну людей, так как звук ориентирует зрителя в месте
действия.
Предыдущая Следующая