Предыдущая Следующая
«Исходя из содержания и смысла
сцены, обладая безграничными возможностями переброски аппарата, можно любой эпизод
вести так, чтобы все время держать зрителя в ощущении атмосферы события,
включать в мизансцену необходимые элементы окружающей жизни и в то же время в
решающих кусках вести действие на достаточно крупных планах, создавая
монтажными переходами и смысловые и ритмические акценты, опираясь на
довооб1ражение
зрителей, которые видят за деталью, за частью— целое» .
Монтажный метод ведения сцены —
первооснова кинематографического решения. Но он обладает некоторыми
недостатками. Основной из них состоит в том, что при монтажной съемке
2
«сцена актерски не выполняется
целиком» , ибо разные кадры снимаются с временными промежутками, благодаря чему
очень трудно сохранить в них единство стиля, ритма, изобразительное единство.
Второй метод — это метод съемок мизансцен
движущейся камерой. Этот метод дает «видимость реально разворачивающейся жизни»
, предоставляя возможность снимать непрерывное действие актерской сцены, не
разделяя ее на монтажные куски.
Казалось бы, этот метод
обеспечивает актеру неограниченную свободу, но на самом деле он требует
исключительно точного и согласованного движения и актеров и камеры в
пространстве и постановочно такой метод значительно сложнее метода монтажной
съемки. Беспрерывное движение аппарата трудно оправдать логически, а кроме
того, при съемке с движения усложняется выполнение различных изобразительных
задач — построения композиции, светотональной акцентировки и т. д.
Съемка движущимся аппаратом
применяется в том случае, если по режиссерской трактовке актерская мизансцена
строится в единстве времени и места, т.е. сценического пространства.
При съемке с движения можно
передать непрерывное развитие действия не только камерных актерских сцен, но и
таких массовых, сложных объектов, как, например, «психическая атака» в фильме
«Чапаев» или «танковая атака» в фильме «Повесть пламенных лет».
Предыдущая Следующая