Предыдущая Следующая
Когда оператор хотел одну часть
декорации погрузить в полумрак, а другую осветить единым световым потоком,
приходилось создавать комбинацию многих светильников и прожекторов. На больших
пространствах эффект не удавался в нужной мере
естественности, появлялись лишние
тени или пятна света. В те времена не было мощного, равномерно покрывающего
пространство потока света, а применялись лишь пучки света, поэтому родилось
специфическое к и н е м а т о г р а ф и ч е с к о е о с в е - щ е н и е .
Световые пятна располагались в пространстве декораций так, чтобы, создавая
иллюзию натурального эффекта, выявить форму и создать светотональную
композицию.
Кинематографическое освещение
считалось наиболее эффективным методом, при котором использовалась новая,
специфическая только для кинематографа техника освещения и создавалась чисто
кинематографическая форма изображения, построенная на отказе от
натуралистического света.
Эта манера освещения впервые
достигла высокого художественного уровня в работах операторов Д. Фельдмана, М.
Магидсона и особенно А. Москвина. В фильмах «Новый Вавилон», « СВД» (режиссеры
Г. Козинцев и Л. Трауберг) и других А. Москвин трактовал свет динамически: он
освещал не только плоскость декорации, но и пространство, сочетая движение
фигур с расположением световых пятен и теней. Динамическая киноживописность,
открытая А. Москвиным, отвергла фотографические традиции освещения, которые
долгое время (а зачастую и сейчас) считались художественными и для
кинематографа. Для этой манеры характерно стремление к статичности композиции и
мягкости оптического рисунка, к глубоким теням, к низкой тональной шкале.
Москвин первым понял, что в
пространстве павильона слишком мало воздушной среды, что декорации смотрятся
плоскими, что то богатство тональных сочетаний, которое мы наблюдаем на натуре
(в лесу, слегка окутанном утренним туманом, или на ленинградских улицах в белые
ночи), должно быть перенесено в павильон, в декорации. Он доказал на практике,
что воздух, ощущаемый и видимый в декорации, создаст глубину пространства,
стушует границы света и теней, неизмеримо увеличит богатство тональностей, а
самое главное — создаст физическую среду, где движения фигур будут происходить
не на фоне плоских стен, а в реальном, наполненном светом и воздухом
пространстве.
Предыдущая Следующая