Предыдущая Следующая
П. М. Шухмин. Приказ
о наступлении
Отыскать
сюжетно-композиционный центр на полотне не так уж просто. Листок ли это
приказа, который держит в руках командир? Истоптанный ли снег, на котором
стоят бойцы? Или это граната на поясе красноармейца в черном бушлате?
Подчеркивая драматичность и неопределенность человеческих судеб, художник
построил композицию, которая будто включила в строй и зрителя. Главное
впечатление от картины — не то, что происходит на полотне, а то, что произойдет
после слов приказа...
H. H. Ге. Петр I
допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе
Сюжетно-композиционный
центр картины находится там. где по воле автора помещен главный источник
изобразительной информации: лицо царя, расположенное в правой частя
композиции.
ИЛЛЮЗИЯ
ТРЕТЬ ЕГО
ИЗМЕРЕНИЯ
Мамонты
в перспективе
Первобытный художник
был «стихийным реалистом». Он хотел рассказать о том, что он видел, и сделать
это так, чтобы его хорошо поняли сородичи. C той поры пронеслись многие тысячелетия, а мы до сих
пор удивляемся яркой жизненности его рисунков. Ho вот с чем не удалось справиться нашему талантливому
предку — это с передачей перспективы. Мир, в котором мы живем, трехмерен, а
предок не делал никаких попыток создать впечатление третьего измерения. He будем ставить ему в вину этот
просчет. Путь к пониманию того, как на плоскости создать иллюзию пространства,
был очень долог. Художники бились над решением этого вопроса не одно
тысячелетие. Такие замечательные мастера, как древние египтяне, желая
изобразить объекты, уходящие в глубину, располагали их один над другим и этим
ограничивались. Причем предметы и фигуры, расположенные выше (а, значит, в их
понимании и дальше), были такого же размера, как находящиеся вблизи. Никаких
перспективных изменений они не обозначали. He одни египтяне вставали в тупик перед этой проблемой.
Древнерусские иконописцы и средневековые художники иногда увеличивали предметы
по мере их удаления, используя прием «обратной перспективы». B старинной китайской живописи
применялась своеобразная многоплановая перспектива пространство изображалось с
верхней точки — с «птичьего полета», как называем мы такой характер
изображения.
Предыдущая Следующая