Предыдущая Следующая
Кадр 19
— Наверное,
тут все дело во внутреннем ритме? — мог предположить пещерный художник. — Чувство
ритма, свойственное нашему организму, помогает читателю уловить авторский
замысел, и мы откликаемся на то ритмическое начало, которое поэт нашел и
записал на бумаге.
— Да, —
сказали бы мы. — Это так.
Внутреннее чувство
дает нам возможность понять и оценить ритмические построения, созданные скульптором,
архитектором, живописцем. Перед нами появляется мертвая, статичная форма, и,
когда человек воспринимает ее, движение мысли происходит в тех ритмических нормах,
которые заданы автором. Отсюда и возникает ощущение ритма при взгляде на
неподвижные предметы (кадр 19). Ритмичными кажутся нам и колоннада здания, и
повторяющиеся детали кованых решеток на речных набережных, и крепостные зубцы
старинных городских укреплений.
Ритм — это очень
своеобразное средство формообразования. Ведь он одновременно делит на части и
объединяет наше эстетическое впечатление.
Повторы однообразных
элементов формы ощутимы независимо от того, какой из органов чувств их воспринимает
— слышим ли мы ритм, видим ли его проявления, или осязаем ритмические сигналы.
Поэтому мы легко переводим наши впечатления из одной области чувств в другие.
Так, например, живописные произведения иногда заставляют нас «услышать»
ритмическую характеристику изображения. Достаточно вспомнить картину А.
Дейнеки «Оборона Петрограда».
Кадр 20
Ведь, глядя на
полотно, буквально слышишь звук уверенных, тяжелых шагов...
— Действительно,
— мог сказать предок, если бы любил и знал поэзию. — Так и кажется, что именно
об этих людях написал Александр Блок в своей поэме «Двенадцать»:
« Революционный
держите шаг!
Неугомонный не
дремлет враг...»
— Да, —
согласились бы мы. — Изображение ритмического движения заставляет нас вспомнить
его звуковой ритм.
Ho кроме чисто зрительного впечатления
важно то, что ритмика блоковской строфы точно совпадает с ритмом человеческих
шагов. Напряженный, упругий ритм нижней колонны защитников Петрограда оттеняется
изобразительным и звуковым разнобоем цепочки раненых, идущих с фронта. Эту
верхнюю группу художник сдвинул влево, противопоставив ей основной отряд и тем
самым усилив впечатление разностороннего движения. Такое неравновесие
усиливает тревожный характер происходящего действия.
Предыдущая Следующая