Предыдущая Следующая
— Если не
понимать в буквальном смысле, то это так, — ответили бы мы. — Когда света
много, белая поверхность создает впечатление пустоты, легкости. A если мало, то темное пятно
выглядит тяжелым.
Такая оценка вызвана
сложными психологическими установками, вплоть до ассоциаций с легкостью
светлого неба и тяжестью темной земли. Вспомним образную речь. Метафора
«тяжелое небо» вызовет у нас картину небосклона, затянутого темными, а никак не
светлыми облаками, а услышав «тяжелая туча», мы сразу поймем, что она была
свинцового или вовсе черного цвета. Словесные формулировки — это результат
образного мышления, и их истоки — в жизненном опыте, накопленном поколениями
наших предков.
— He очень-то убедительно, — мог сказать
предок. — Свет не может быть тяжелым!
Попробуем
разобраться. Поместим посредине белого прямоугольника экрана темное пятно. B этом случае композиционное
равновесие будет очевидным (рис. 1). Если мы станем перемещать темный объект,
то любое положение, кроме центрального, даст неосознанное ощущение, что для
установления гармонии необходимо выполнить какое-то действие и именно это
создаст впечатление неуравновешенности. Зритель связывает размеры и
насыщенность светотональных пятен, появляющихся на экране, с воображаемой «тяжестью»
объекта, и от расположения этих тональных масс зависит зрительская оценка
композиционных равновесий.
Кадры 14, а, б
показывают «механизм» заполнения картинной плоскости элементами,
уравновешивающими композицию. Если балерина занимает правую часть кадра, а
левая абсолютно пуста, то такая компоновка создает ощущение изобразительного
несоответствия, неуравновешенности.
Иное впечатление
оставляет композиция с ярким пятном прожектора. Обе половины кадра в данном
случае приобрели сходный характер. Равновесие установлено.
— Ho если бы все было так просто,
— мог не
согласиться предок, — то каждый желающий научился бы создавать шедевры!
Предыдущая Следующая