Предыдущая Следующая
Композиция помогает
зрителю, читателю или слушателю воспринимать произведение искусства, понимать
его смысл.
B кинематографе есть термин
«композиция фильма». Ero применяют, когда касаются общих
вопросов построения кинокартины. A
когда говорят о компоновке изображения, употребляют термин «композиция
кинокадра», проблемам которой посвящена эта книга.
Мы будем
рассматривать теорию и практику построения кинокадра, призвав на помощь
живопись и графику, в которых давным- давно проявились закономерности,
действительные и для тех, кто занимается фотографией или киноискусством.
Греческие слова «фото» — свет и «графо» — пишу образовали термин, в
котором чувствуется родство фотографии, искусства живописи и рисунка, издавна
изображавших трехмерный мир на плоскости. Потом появилось слово «кинематограф»,
обозначающее, что тем же светом стали передавать «кинема» — движение.
B самом деле, красками ли писать
по холсту или световыми лучами на специальной пленке, не так уж важно, если на
экране возникает изображение окружающего нас мира. A каждый кинокадрик в отдельности — чем это не
маленькая картина, нарисованная на пленочной основе лучами света?
Что же роднит
кинокадр с живописной картиной или с рисунком?
Прежде всего то, что
и художник и кинооператор стремятся изобразить на плоскости окружающий нас мир,
который существует в трех измерениях, и способы, которыми они пользуются,
иногда совпадают полностью.
Сочетания и пропорции
различных частей изображения, ритм, в котором могут повторяться его элементы,
зрительное равновесие общего построения, симметричные и асимметричные
конструкции, выделение или искажение каких-либо деталей, насыщенность и
взаимодействие светотональных масс — все то, что испокон веков было в арсенале
художественных средств живописца и графика, успешно используется
кинооператором. Цвет, которым владеет живопись, служит и кинематографу. Колорит
— понятие, одинаково относящееся и к полотну, написанному масляными красками, и
к цветному кинофильму.
Предыдущая Следующая