Предыдущая Главная
Первобытный
человек становился разумным существом в процессе труда. Его мозг, глаз и рука
давали ему возможность действовать так, как не могли действовать другие
обитатели нашей планеты. Он начал обдумывать результаты своих поступков, у него
возникла потребность осмыслить свою роль в огромном, окружающем его мире.
Постепенно развивались духовные способности человека, в том числе и чувствующий
красоту формы глаз, как писали К. Маркс и Ф. Энгельс (Из ранних произведений,
1956, с. 593).
Происхождение
искусства теоретики объясняют по-разному. Одни считают, что художественное
творчество биологически свойственно человеку, что искусство это "
животворное дыхание бессознательного", проявление инстинктов. Другие
рассматривают искусство как отражение реальной жизни и утверждают, что художник
творит, желая осмыслить действительность, причем в этом процессе принимают
участие все духовные силы человека, в том числе и воображение, а также
обретаемое в обучении и на практике мастерство, необходимое для осуществления
творческих замыслов и создания произведения искусства. Момент обучения очень
важен. Чтобы развить свои природные способности, каждый, кто хочет заниматься
каким-либо видом искусства, должен не только "творить", но и учиться
творчеству, советоваться с коллегами, читать специальную литературу, посещать
выставки, слушать выступления признанных мастеров.
–
Вы думаете, что, прочитав эту книгу, можно научиться снимать кино? – мог
спросить пещерный коллега.
–
Книга поможет читателю разобраться в том, что такое "композиция
кинокадра", а это необходимо не только кинооператору, но и зрителю, –
ответил бы автор.
–
А почему "необходимо" ? – мог спросить художник палеолита. – Ведь
есть люди, которые рисуют, занимаются киносъёмками и фотографией, вовсе не
думая о законах и тонкостях композиционных решений!
–
Конечно, – сказал бы автор. – Но все равно они обязательно облекают свои работы
в композиционную форму. И так как композиция во многом определяет восприятие
произведения, то думаю, что гораздо лучше, если кино- или фотохудожник не
надеется на случайность, а выстраивает композиционные элементы сознательно.
Такой "разговор" со зрителем более результативен.
–
А зачем думать о проблемах композиции кадра кинозрителю? – резонно спросил бы
предок.
–
Чтобы грамотно смотреть фильмы. Ведь составление собственного мнения о
произведении искусства и о мастерстве его создателей это тоже творчество. И
эстетически подготовленный зритель получает от фильма больше, чем зритель,
который не разбирается в проблемах киноискусства.
–
Ну, что ж, – сказал бы художник палеолита. – Пора расставаться… Надеюсь, мы
старались не зря и желаю всем читателям творческих успехов!
–
И я тоже! – сказал бы автор.
Авторы фотографий и кинокадров
Студенты
ВГИКа: Е. Афанасьев, А. Баразнаускас, Л. Влаухут,
Б. Бобков, П. Васильев, К. Данин, О. Дериглазов,
С. Житомирский, И. Земцов, В. Иванушкин, B. Иванченко,
А. Исаев, А. Карпов, Д. Клименко, Б. Конанов,
С. Куликов, О. Мельник, А. Минов, М. Новицкий,
А. Носовский, П. Олар, Э. Пулатов, А. Савонин, А. Сажко,
Э. Самсонов, М. Симаков, С. Симаков, М, Трахман,
И. Филатов, А. Чуш, Н. Шилягин.
Фотолюбители:
Л. Балашевич, А. Баскаков, А. Боровский, В. Власенко,
П. Катаускас, В. Коровин, Б. Кракаускас, C. Кузнецов,
Я. Кюннап, В. Ларионов, С. Постаногов, Н. Тарасов,
В. Тесёлкин, С. Трибунский.
Фотокорреспонденты:
Д. Бальтерманц, Ф. Левшин, Е. Халдей.
Снимки
Фотохроники ТАСС.