Предыдущая Следующая
–
Вы меня извините, но это нелепость, – мог перебить нас первобытный художник. –
Летать без крыльев?
–
Нет уж, уважаемый, это вы нас извините. В этом-то и есть самый волнующий момент
композиционного решения, и именно он…
Но,
может быть, самым эмоциональным был бы вариант, снятый объективом с переменным фокусным
расстоянием и построенный с переходом от крупного к общему плану. Оператор мог
с самого начала взять в кадр изуродованный войной фюзеляж погибшей машины и
панорамировать за ним, держа в визире мертвый, бескрылый самолет, летящий над
землей так, как он летал, когда машина была целой нее вел боевой экипаж.
Именно
абсурдность ситуации, если смотреть на нее с чисто практической точки зрения
("летать без крыльев"), придала бы изображению ту патетику, которая
поднялась бы до высокого трагедийного звучания. Получился бы кадр-символ,
кадр-реквием по погибшим летчикам.
И
если бы в конце панорамы кинооператор расширил угол зрения оптики и показал
реальные условия последнего перелета останков боевой машины, то улетающий вдаль
вертолет с подвешенным под ним разбитым фюзеляжем ничуть не снизил бы
эмоционального накала этой изобразительной мини-новеллы. Преимущество этого
последнего варианта в том, что он ставит зрителя перед необходимостью осмыслить
необычность происходящего, с самого начала отвергая реальное, практическое
толкование кадра.
–
Как я понимаю, вы опять про образность? – мог догадаться предок.
–
Да, – сказали бы мы. – Ее следует искать повсюду и везде. Это творчество. Это
вечное стремление художника дать зрителю максимум впечатлений!
Образность
– это не простая констатация факта, возникшего перед объективом кинокамеры. Она
– результат поиска и выявления причинно-следственных связей между объектами,
понятиями и фактами, проникновение авторской мысли в сущность происходящего
события.
–
А какая же сущность в этом факте? – мог спросить предок.
Предыдущая Следующая