Предыдущая Следующая
А
если событие снимает один человек, то ему следует выбирать моменты, когда можно
повернуться спиной к главному герою, к основному действию, и снять кадры,
которые потом расширят сведения о происходившем событии и облегчат монтаж
материала.
Не монтируется?
На
плоскости кадра всегда есть изобразительные детали, не играющие решающей роли,
пока…
–
Пока кинооператор не совершил монтажной ошибки! – мог подсказать догадливый
пращур.
–
Именно так! – подтвердили бы мы, – Зритель не обращает на них особого внимания,
если не нарушены монтажные принципы. Но как только они нарушены…
–
Например? – мог спросить пращур. – Приведите какие-нибудь примеры.
–
Пожалуйста, – согласились бы мы. – Мы разъясним простейшие монтажные правила на
нескольких конкретных ситуациях.
Пример
1. Представим себе кинооператора, ведущего съёмки фильма о боксерах. Он показал
спортсменов, отдыхающих во время перерыва, и сделал это, сняв их с разных
сторон линии взаимодействия героев, которая в данном случае проходит из одного
угла ринга к другому (рис. 27). В итоге оба боксера смотрят в одном направлении
(кадры 92 а, б). Велика ли ошибка?
Кадр 92
Рис. 27
Во-первых,
зритель получил неточную пространственную картину происходящего действия. Это
серьезный просчет. Во-вторых, и это главное, создана неправильная трактовка
всей ситуации, снижающая остроту конфликта. Боксёрский поединок неспроста
именуют коротким и выразительным словом "бой"! И, снимая спортсменов
в перерыве, кинооператор должен был подчеркнуть, что духовное противоборство
сторон продолжается! Об этом, кстати, красноречиво говорят позы и жесты
секундантов, которые нацелены на победу, ждут ее и всеми силами стараются
поддержать бойцовский дух в своих подопечных. Не обратив внимания на линию
взаимодействия героев, кинооператор в значительной мере снизил смысловое и
эмоциональное впечатление от снятых кадров. Техническая ошибка перешла в разряд
творческих.
Предыдущая Следующая