Предыдущая Следующая
Кадры
89 а, б – последовательные фазы единого действия. Они показывают героя в
различных положениях. Могут ли эти кадры стоять рядом в монтаже? Вероятно,
могут, если не обращать внимания на тот "скачок", который совершил
герой в пространстве и во времени. Но если авторы собираются показывать
последовательное развитие событий, то, конечно, эти кадры не монтируются. Они
создают эффект прерванного действия. Что сделать, чтобы они смонтировались?
–
Снять перебивку! – подсказал бы догадливый предок.
–
Какую? – спросили бы мы.
–
Ну, предположим, сигнальную лампу, которая загорается и дает парашютистам
команду к прыжку. В то время когда она на экране, зритель героя не видит, и
поэтому после перебивки его можно показывать уже в воздухе.
Кадр 89
–
Правильно! – согласились бы мы – Обстановка, окружающая героя, — это самый
естественный и очевидный материал, в котором всегда можно найти нужные
монтижные компоненты для перебивочного плана. Но в любом случае содержание
перебивки должно быть подчиненным по отношению к основному действию.
Кадры
90 а, б, в, снятые с временными промежутками, можно соединить в предложенной
последовательности. Зритель примет этот вариант, дающий представление о том,
что видит кинооператор, покинувший вертолет чуть раньше остальных
спортсменов-парашютистов. Но как перейти к последнему кадру? Серия кадров а, б,
в, г даст ощутимый изобразительный скачок.
Кадр 90
–
Поставим перебивку, – снова предложил бы предок. – Для этого можно снять
человека, который смотрит вверх, на парашютистов. На рисунке показана такая
перебивка, дающая возможность составить монтажную фразу без изобразительного
скачка.
Вынося
за пределы эпизода какие-то фазы действия и заменяя их перебивочными планами,
монтажер как бы спрессовывает событие, и это происходит без потерь для
основного смысла. Так в монтажной комбинации, состоящей из трех планов (кадры
91 а, б, в), тот, который служит перебивкой, позволил не показывать всю
технологию борцовской схватки, а сразу перейти к финалу. Три кадра стали
кинематографической версией события, сжатой во времени и дающей возможность
показать пространство, в котором развивается действие, с разных точек. При всем
различии внутрикадрового содержания эти планы существуют вместе, составляя
единое целое. Перебивочный план в данном случае равноправен планам, которые
отражают основное действие. Такое толкование перебивки вполне закономерно, так
как реакция на действие – это одна из составляющих сторон этого действия.
Предыдущая Следующая