Предыдущая Следующая
Одно
из главных выразительных средств экрана, создающее кинематографическую
образность, – монтаж.
Теория
монтажа – это сложнейшая область, которая не до конца исследована и сегодня, и
у киноведов можно найти различные точки зрения на общие проблемы. Но как бы ни
решались теоретические вопросы, кинооператору, занятому формированием
изображения, необходимо работать с учетом уже найденных закономерностей и следить
за тем, чтобы его материал был снят монтажно. Это значит, что снятые кадры
должны строиться на основании внешних и внутренних связей, существующих между
фактами, явлениями и героями.
Материал
всегда снимается с временными перерывами, кинооператор фиксирует отдельные
кадры с различных пространственных точек, и если при этом его можно соединить в
комбинацию, которая создаст иллюзию непрерывного и единого действия, значит,
съёмка велась монтажно.
А+Б не равно А+Б!
Неравенство
А+Б=А+Б в математике выглядело бы абсурдом, потому что слева и справа находятся
величины однозначные. А в кинематографе два кадра, соединенные вместе, вовсе не
равны их сумме. Тут, как заметили теоретики монтажа, появляется третий смысл.
–
А что это такое – третий смысл? – мог спросить пещерный художник. – И откуда он
может взяться, если план А и план Б после склейки вовсе не меняются?
–
Склеенные планы действительно остаются теми же самыми, и их содержание не
меняется, – ответили бы мы. – Но меняется наша оценка этих планов. Взятые не
порознь, а вместе, они оказывают своеобразное влияние на наше восприятие
изобразительного ряда. Мы переносим какую-то часть значения плана А на план Б,
и наоборот, воспоминание о плане А, которое хранится у нас в сознании, как-то
меняется в зависимости от содержания следующего за ним плана Б. Они становятся
не суммой отдельных составляющих, а единым целым, которое появляется в новом
качестве.
Третий
смысл появляется благодаря тому, что после склейки двух кадров зритель получает
возможность не только оценить конкретное содержание каждого из них, но и
сопоставить эти содержания, воспринять их во взаимодействии.
Предыдущая Следующая