Предыдущая Следующая
Кадр 83
Кадр 84
–
Но это то, чего не может быть, – сказал бы предок, покачав косматой головой. –
Это вовсе не реализм!
–
Реализм не требует отказа от образности, – ответили бы мы. – Конечно, среднее
расстояние от мальчика до Солнца 149500000 километров. Конечно, масса Солнца в
332400 раз больше массы Земли.
Конечно,
мальчик не дотянется до Солнца и не удержит его в руках. Но не надо понимать
этот кадр буквально. Это символ того, что Детство тянется к Радости, к Счастью,
И такое толкование кадра вовсе не против принципов реалистического искусства!
Используя
свойства, длиннофокусных объективов, кинооператор может менять не только
пространственные координаты, но и временные. Это вполне естественно, так как
основные философские категории, Время и Пространство, неразрывно связаны друг с
другом. И кинокомпозиция, изменяющая пространственную характеристику, неминуемо
затрагивает временную, и наоборот. Строго говоря, это происходит и при съёмке
любой оптикой, но длиннофокусные объективы делают такие эффекты особенно
заметными, а значит, и выразительными.
…На
ледовый аэродром станции СП садится самолет. Громадная машина зависла в
воздухе. Зритель привык к тому, что авиация – это стремительные скорости, а
кинокадр с многотонным воздушным кораблем, почти не имеющим поступательного
движения, подчеркивает иное – он говорит о чуде преодоления силы тяжести.
Кажется, что самолет просто висит над ледяными полями, величественный и почти
неподвижный…
Если
кинооператор компонует кадр, направляя оптическую ось длиннофокусного объектива
вдоль траектории, по которой перемещается снимаемый объект, то характер
движения искажается. Вертикальные и горизонтальные перемещения объекта при этом
фиксируются, а приближение к камере или удаление от нее не ощущается. Это
происходит за счет того, что из-за узкого угла зрения оптической системы
изображение объекта практически не увеличивается в масштабе за тот временной
промежуток, в который при наблюдении простым глазом он изменился бы довольно
значительно. Происходит явление, обратное тому, которое в этих же условиях
достигается при съёмке широкоугольными объективами. Там динамика увеличивается,
здесь – исчезает.
Предыдущая Следующая