Предыдущая Следующая
–
Да-а-а… – сказал бы предок. – Это похоже на настоящую охоту. На ее начало. Если
все это снять телеобъективом, то такого впечатления, конечно не получится. А
тут сплошная эмоция!..
"Стеклянный глаз"
"Исходным
пунктом является: использование киноаппарата как Кино-Глаза, более
совершенного, чем глаз человеческий, для исследования хаоса зрительных явлений,
наполняющих пространство". Так писал Дзига Вертов, объясняя свое понимание
документального кинематографа. Фиксирование окружающей действительности при
помощи оптической системы, в самом деле, похоже на механизм нашего зрения.
Кинообъектив – подобие глазного хрусталика, кинокамера – глазное яблоко,
кадровое окно – сетчатка глаза с желтым пятном, дающим наиболее четкое
изображение. Но если мы видим мир в пределах стабильного угла зрения, то
киноаппарат может менять этот угол в очень больших диапазонах. Так, например,
объектив с фокусным расстоянием, равным 50 мм, который передает
изображение в привычных нам соотношениях, охватывает по горизонтали угол в
24,8°, объектив с фокусным расстоянием 16 мм – 69°, а объектив с
f = 300 мм – всего 4,4°.
От
угла зрения оптической системы зависит не только масштаб изображаемых
предметов, но и характер взаимодействия этих предметов. Зритель, видя
изображение, снятое при помощи "механического глаза", воспринимает
все происходящее не так, как это было в жизни: иначе выглядят формы предметов,
по-иному строится перспектива пространства, в котором происходит действие,
изменяется темп движения, свойственный объектам на самом деле. Отклонение от
привычных зрительных оценок позволяет кинооператору строить выразительные
композиции, изменяя привычные представления о процессах, которые происходят в
реальном мире. Это принципиально важное отличие возможностей
"киноглаза" от человеческого глаза.
Кинооператор
с помощью оптической системы может замедлить или ускорить реальное движение,
показать взаимодействие объектов в таких сочетаниях, которые мы никогда не
различим простым глазом. Поэтому смена оптики – это творческий прием, с помощью
которого кинематографист раскрывает зрителю свое понимание окружающего мира. Д.
Вертов делил творческий процесс на следующие этапы: "Кино-Глаз = кино-вижу
(т. е. вижу через киноаппарат) + кино-пишу (т.е. пишу киноаппаратом) +
кино-организую (т.е. монтирую)."
Предыдущая Следующая