Предыдущая Следующая
Так, например,
кинооператор может «заставить» облака быстрее передвигаться по небу, а
волнующееся море, наоборот, катить волны медленно и величественно, создавая ту
эмоциональную картину, которую он считает нужной.
Иногда кинооператор
сознательно искажает свойства натуры. Такая трактовка окружающего мира тоже
возможна, но она дает желаемые результаты, если автор стремится сказать о том,
что, по его мнению, скрывается за зрительным образом и обогащает его.
«...Я научу вас
мечтать!» — говорит босоногим ребятишкам молодая девушка, приехавшая в глухую
сибирскую деревню.
Создатели фильма
«Сельская учительница» режиссер М. Донской и оператор С. Урусевский показывают
после этой фразы серию пейзажей, ни один из которых не похож на обычную
природу. Солнце снято кинообъективом с фокусным расстоянием 1000 мм и
занимает почти весь экран. Яркая радуга тянется над самыми головами ребят.
Сказочно серебристая листва деревьев, снятых на инфра пленке... Ha экране возникает удивительный
прекрасный мир, не виденный зрителями прежде, и тем не менее созданный на
реальной основе. Он найден оператором- художником, который творил его,
основываясь на чувствах героини, раскрывающей перед своими учениками великое
таинство жизни.
Любой уход от нормы
правомерен, и даже откровенное искажение реальной основы не воспримется отрицательно,
если такое творческое решение мотивировано.
Может ли быть солнце
черным? Первое, что приходит в голову, — нет, не может. Ho такое солнце увидел Григорий
Мелехов после того, как похоронил Аксинью.
«...Теперь ему
незачем было торопиться. Bсe было кончено.
B дымной мгле суховея вставало над
яром солнце. Лучи его серебрили густую седину на непокрытой голове Григория,
скользили по бледному и страшному в своей неподвижности лицу. Словно
пробудившись от тяжкого сна, он поднял голову и увидел над собой черное небо и
ослепительно сияющий черный диск солнца».
Предыдущая Следующая