Предыдущая Следующая
Ни один из знаменитых немых – таких как
«Плоть и дьявол» (1927), «Любовь» (1927, по мотивам «Анны Карениной»),
«Поцелуй» (1929), – или звуковых фильмов («Анна Кристи», 1930; «Гранд-отель»,
1932; «Королева Кристина», 1934; «Анна Каренина», 1935; «Дама с камелиями», 1937)
не исчерпывал мифа. И не всегда актриса играла безупречно – но миф о
«божественной Гарбо» существовал, демонстрируя всесилие нового искусства в
мире, отказавшемся от старых богов. В 1939 г. Гарбо «изменила» мифу,
решив сыграть в комедии Э. Любича «Ниночка», но не добилась желанного
успеха, а ее картина «Двуликая женщина» (1941) провалилась в прокате.
Больше Гарбо не снималась, но это
никак не сказалось на легенде, которую питали прошлая слава, обычная замкнутость
звезды и любовь новых поколений. «Ее прозвище «Божественная» должно было,
конечно, выразить не столько высшую степень красоты, сколько ее телесной
персоны, ниспосланной из того надзвезного мира, где вещи пребывают в своем истинном,
окончательном облике, не подверженном изменению и уничтожению. Она и сама знала
это. Сколько актрис позволило толпе наблюдать томительный процесс созревания и
увядания женской красоты – Гарбо этого не допустила. Сущность не могла
подвергнуться деградации; лицо Гарбо могло иметь лишь одну реальность:
реальность совершенства, совершенства пластического и, в большой мере, интеллектуального.
С годами Сущность затемнилась: ее скрыли от нас темные очки, глухие шлемы…
Затемнилась – но не изменилась», – так написал Ролан Барт в «Мифологиях».
Литература
1. Брет, Д. Марлен Дитрих
– голубой ангел / Дэвид Брет; пер. с англ. О. Кольцовой, Т. Новиковой. – М. :
Эксмо, 2004. –352 с. : ил. – (Культурная революция).
2. Барт, Р. Лицо Греты
Гарбо // Мифологии / Ролан Барт ; пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина.
– М. : Изд-во Сабашниковых, 2000. – С. 113–114.
3. Башкиров, А. Король
Дикого Запада : 100 лет Джону Уэйну // Total Film. – №7(42). – С. 84–88.
Предыдущая Следующая