Предыдущая Следующая
Родился на
Сицилии. С шестилетнего возраста – в США. Хотя комедии Капры 30–40-х гг.
до сих пор пользуются неослабевающим успехом, его творчество продолжает
вызывать споры. Капру называли популистом, фашистом, либералом,
консерватором, реакционером и прогрессистом. Как ни странно, наивные,
сентиментальные, смешные комедии Капры на поверку действительно не так
уж просты и наивны. В них удивительно сочетается крайний индивидуализм и
конформизм, его герои эксцентричны (мистер Дидс играет на тубе) и в то же время
стремятся к тихому счастью.
Его имя
накрепко связалось с политикой «нового курса» президента Рузвельта,
который выводил страну из Великой депрессии. Непритязательные комедии Капры
не только приносили утешение отчаявшимся, но и учили жить, верить в собственные
силы.
Карьера Капры
сложилась не сразу: вернувшись с Первой мировой войны, он, инженер-химик, не
мог найти работу и попробовал силы в кино. Но 25 фильмов, снятых на студии «Коламбиа
Пикчерз», не снискали ему громкой славы. Поворотным пунктом стала «Платиновая
блондинка» (Platinum Blonde, 1931), в которой была точно найдена «формула
Капры»: идеалист-одиночка бросает вызов общественному несовершенству. Получив
сразу несколько «Оскаров» за картину «Это случилось однажды ночью» (1934),
Капра стал не только режиссером, но и продюсером, что позволило ему четко обозначить
свою линию, сняв одну за другой знаменитые ленты «Мистер Дидс переезжает в город»
(1936), «Потерянный горизонт» (1937), «С собой не унесешь» (1938), «Мистер Смит
едет в Вашингтон» (1939), «Познакомьтесь с Джоном Доу» (1941) и, наконец,
«Жизнь прекрасна» (1946).
Капра
рассказывал, что идеалистическая вера в простого человека, которую излучали его
фильмы, стала результатом встречи с неким анонимом, который посетил его во
время тяжелой болезни и убедил поставить свое искусство на пользу любви к
ближнему. Проповедуя традиционные ценности, режиссер создал утопический образ
демократической Америки и «прекрасной жизни» в условиях добрососедства. Но в
историю кино вошли также его документальные фильмы – серия «Почему мы воюем?» –
которые были столь же пропагандистски убедительны для сражающейся с фашизмом
страны, сколь и его блистательные комедии.
Предыдущая Следующая