Предыдущая Следующая
ü
Штрогейм
(Stroheim) Эрих (1885–1957), американский режиссер, сценарист, актер,
художник.
Родился в Вене, в небогатой еврейской семье
и начинал свой путь в шляпной мастерской своего отца (согласно
распространенному мифу, он происходит из аристократического рода Штрогеймов фон
Норденвалей). Эмигрировав в США, Штрогейм перепробовал самые разные профессии,
пока не попал в 1914 г. в Голливуд. Снимаясь в эпизодах в фильмах Д. У.
Гриффита, он исполнял также обязанности ассистента режиссера и военного
консультанта. В ряде лент, например, «Сердца мира» (1918) повторял придуманный
им образ «гунна», жестокого и насмешливого прусского офицера с моноклем, – «человека,
которого вы любите ненавидеть». После окончания войны уговорил хозяина
«Юниверсл» К. Леммле дать ему постановку. Режиссерский дебют Штрогейма
«Слепые мужья» (1919) имел успех как благодаря тщательности режиссуры,
достоверности атмосферы и натуральности актеров, так и откровенности некоторых
сцен. Сатирическое изображение европейской аристократии и высшего света, чье
обаяние очаровывает наивных американок, которые хотели бы вырваться из пут
викторианской морали, например, «Глупые жены» (1922), льстило американской публике,
а глубина и сложность штрогеймовских персонажей выделяла его картины на фоне
голливудской продукции. Вслед за трилогией о семейных отношениях, куда вошла и
«Дьявольская отмычка» (1920), Штрогейм обращается к роману Ф. Норриса
«Мак Тиг» и на гребне славы и признания ставит свой лучший фильм
«Алчность» (1923–1925). Непримиримый конфликт с продюсером не помешал Штрогейму
снимать мрачную историю моральной деградации главного героя и его жены в полном
соответствии с оригиналом, добиваясь натуралистической достоверности деталей и
атмосферы, сообщая им символическое звучание. Сатира на американский культ «просперити»
и полное злого сарказма изображение обывателя сделали режиссера изгоем в глазах
голливудских баронов. Непривычное сочетание сверхнатуралистической сочности с
гротескным преувеличением превращало «Алчность» в метафору американского образа
жизни и вызвало ярость «патриотов», назвавших картину «отвратительным эпосом
сточных канав». Сверхдлинный фильм (42 части) был сокращен до 10 частей.
Несмотря на скандал в связи с «Алчностью», Штрогейм смог поставить
«Веселую вдову» (1925, по мотивам оперетты Ф. Легара), использовав сценарий
как повод для злой сатиры на светское общество и его лицемерную мораль. Режиссер
продолжил свою атаку на представленную Веной Габсбургов жизнь верхов в картине
«Свадебный марш» (1928), а в «Королеве Келли» (1928) высмеял розовые идиллии и
мифы Голливуда 20-х гг. Обе ленты
заканчивали другие режиссеры, как и последний американский проект «Прогулка по
Бродвею» (1932), который был переснят и вышел год спустя под названием «Хэлло,
сестра!» (1933). А Штрогейм был вынужден переехать во Францию, появляясь
в ряде фильмов в ролях злодеев и оставив несколько актерских шедевров,
например, фон Рауфенштейн в «Великой иллюзии» (1937). В годы войны вернулся
в США и снимался в антифашистских картинах, в том числе в «Северной звезде».
Последняя крупная роль в кино – во многом перекликающийся с его собственной
судьбой образ бывшего кинорежиссера, ныне дворецкого у стареющей звезды в
фильме Б. Уайлдера «Сансет бульвар» (1950).
Предыдущая Следующая