Предыдущая Следующая
ü Хуциев Марлен
Мартынович
(р. 1925), режиссер.
В 1952 г. Хуциев
окончил ВГИК (мастерская И. А. Савченко). Его творчество можно
рассматривать как восхождение от конкретики первых картин к обобщениям и
поискам истины в «Заставе Ильича» («Мне двадцать лет»), к нравственному очищению
через приобщение к незыблемым человеческим заповедям и через попытку духовного
единения с другими людьми («Июльский дождь», «Был месяц май», «Послесловие»), а
на новом витке философского постижения жизни – к обращению к вечным вопросам
бытия («Бесконечность»).
Первый фильм
режиссера «Весна на Заречной улице» (1956, совместно с Феликсом
Миронером) заслуженно пользовался популярностью и свидетельствовал об
обновлении советского кинематографа в период «оттепели». Фильм пытался опоэтизировать
будничную действительность за счет лирической линии. В этой ленте берут свое
начало типичные хуциевские приемы повествования. Не случайно название фильма.
Связь между временами года и движениями души почти неуловима, но важен сам факт
начавшегося раздумья. Но герой Николая Рыбникова, как и герой Василия
Шукшина в следующей картине «Два Федора», еще не постигают открыто свою
связь с историей – это будет сделано в фильмах Хуциева 1960-х гг. («Мне
двадцать лет» – «Июльский дождь» – «Был месяц май»).
Озабоченность
взрослых героев «Двух Федоров» не только личным счастьем, но и благополучием
ребенка-сироты делает возможным для Хуциева обращение к глобальным проблемам
времени. Герои лент «Мне двадцать лет» и «Июльский дождь» являются, по сути,
ровесниками младшего Федора. Перед нами три поры одного поколения: детство
(«Два Федора»), юность («Мне двадцать лет»), период перед зрелостью («Июльский
дождь»).
В 1959 г. Хуциев
начал работать над сценарием фильма «Застава Ильича», который под
названием «Мне двадцать лет» вышел на экраны лишь в январе 1965 г., а в
сентябре получил специальный приз на Венецианском кинофестивале (только в 1988 г.
был в какой-то степени восстановлен первоначальный вариант). Здесь режиссеру
впервые удалось выйти за пределы конкретных реалий и дать срез жизни общества
1960-х гг. в многообразии его проявлений. Движение в фильме происходит от
общего к частному. Обобщенный образ всех людей нового мира, рожденного революцией
(трое красногвардейцев), вписывается в современную среду (в кадре появляются
тоже трое– два парня и девушка, идущие по мостовой), а потом вычленяется отдельный
герой, опять же как представитель молодежи начала 1960-х гг. Но по контрасту и
по подобию потом входят в фильм, кроме главного героя Сергея, еще двое – Слава
и Коля. Три товарища – устойчивая связка героев. Это самая малая человеческая
общность, которая может точнее выразить свое время. Но только Сергей страдает и
мучается, постигая законы бытия, он словно обязан сформулировать: «ничего не
существует отдельно».
Предыдущая Следующая