Предыдущая Следующая
ü Тарковский Андрей
Арсеньевич
(1932–1986), режиссер, сценарист, актер, художник.
Учился в Московском
институте востоковедения, работал в геологических партиях. В 1960 г. окончил
режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М. И. Ромма) и защитил диплом короткометражным
фильмом «Каток и скрипка» (1960, главный приз фестиваля студенческих фильмов в
Нью-Йорке, США, 1961). С 1961 г. – режиссер «Мосфильма».
«Иваново детство»
(1962, по мотивам рассказа В. Богомолова «Иван», «Золотой лев св. Марка»
на кинофестивале в Венеции, 1962 г. и более 10 призов на др. кинофестивалях)
сделало имя Тарковского знаменитым, а его метафоричный новаторский
киноязык – объектом споров и киноведческих изысканий. Кинорассказ о десятилетнем
разведчике построен на контрасте между естественной гармонией детства и
уродливой стихией войны, историческая конкретика которой перерастает во вневременной
конфликт между жизнью и смертью, светом и тьмой. Война увидена как конечная
точка Истории – Апокалипсис. «Иваново детство» заявило о кинематографе Андрея
Тарковского как об эстетическом и нравственном феномене с единой генеральной
темой ответственности человека перед всем ходом Истории.
Картина «Страсти
по Андрею» (1966, приз на кинофестивале в Каннах, 1969), включенная в
список 100 лучших фильмов в истории кино (1978), подверглась сокращениям и вышла
на экраны в 1971 г. под названием «Андрей Рублев». Жизнь великого иконописца
стала отправной точкой для размышлений о судьбе художника в России. Сама Россия
XV в. предстает в
трагической обыденности. Тарковский стремился, по его словам, к правде
прямого наблюдения, достигая эффекта почти документальной достоверности.
Грандиозные массовые и батальные сцены отличает виртуозная организация
внутрикадрового движения. Постановочный размах сочетается с классической
красотой каждого кадра. В целом фильм представляет собой размышления русского
интеллигента 1960-х гг. о феномене России, о народе, непостижимо выживающем в
условиях непреходящей катастрофы.
Предыдущая Следующая