Предыдущая Следующая
ü Осима Нагиса (р. 1932),
японский режиссер.
Закончил
юридический факультет университета в Киото. В 1954 г. поступил на студию
«Офуна» кинокомпании «Сетику». В 1956 г. основал вместе с кинокритиком Тадао
Сато и др. журнал «Кинокритика». Дебютировал в режиссуре фильмом «Улица
любви и надежды» (1959), в котором наметился главный мотив творчества Осимы
– попранный идеал порождает разрушительный импульс. В первых лентах режиссера
появился новый для японского кино герой – мятежный, циничный, изверившийся в
нравственных ценностях старшего поколения молодой человек: «Повесть о жестокой
юности» (приз за лучший кинодебют года), «Захоронение солнца», «Ночь и туман
Японии» (все – 1960), «Содержание скотины» (1961, по Кэндзабуро Оэ). Осима
с первых же шагов стал лидером «новой волны Офуна». В ранних работах сказалась
его приверженность к леворадикальному нонконформистскому молодежному движению.
Показ жестокости и секса, политическая ангажированность первых работ режиссера
отразили новую тенденцию в интерпретации молодежной темы в японском кино.
В 1960 г. создал
собственную компанию «Содзося», первый фильм которой – короткометражная лента
«Дневник Юнбоги»– впервые затронула тему дискриминации корейцев в послевоенной
Японии. Для полнометражных картин «Демон, возникающий среди белого дня» (1966),
«Военное искусство Ниндзя. Альбом» (анимационный фильм), «Исследование непристойных
песен Японии» (оба 1967), «Совместное самоубийство влюбленных – японское лето»
и «Возвращение троих пьяниц» (оба 1968), «Дневник вора из Синдзюку» (1969),
«История, рассказанная после токийской войны» (1970) характерны поиски новых
возможностей киноязыка. Среди работ Осимы в этот период выделяется
«Смертная казнь через повешение» (1968), в которой на материале дискриминации
корейского меньшинства затронута в форме гротеска, черного юмора и сложной
символики проблема смертной казни. После демонстрации фильма на МКФ в Каннах
имя режиссера стало известным и за пределами Японии.
Предыдущая Следующая