Предыдущая Следующая
В 1933 г. к власти в Германии приходят
фашисты. Попав на фашистский митинг, где выступал сам фюрер, Лени была поражена
атмосферой политического действа, стройными рядами боевиков в форме, а главное –
личностью Гитлера, его умением не просто владеть аудиторией, а наэлектризовать
ее, заставить поверить в себя как в бога. Питавшая слабость к сильным
личностям, Рифеншталь даже написала фюреру восторженное письмо.
Нуждавшийся в поддержке интеллигенции,
Гитлер встретился с Рифеншталь, выразил восхищение ее истинно арийским
творчеством и предложил совместно работать на светлое будущее Германии. Так
Лени стала кинолетописцем партии. Ее первая работа на этом поприще –
документальный фильм «Победа воли», в котором центральное место заняли
сцены факельных шествий фашистов, – был одобрен Гитлером.
В 1934 г. Рифеншталь сняла
документальный фильм о Шестом съезде НСДАП в Нюрнберге. Этот фильм получил
название «Триумф воли». Для организации съемок Рифеншталь были
созданы исключительные условия: в ее распоряжении находились 30 кинокамер, 36
операторов с ассистентами и около 80 помощников. Одну из камер закрепили в
люльке между флагштоков, именно с этой точки Рифеншталь сняла самые
впечатляющие панорамы. Режиссер придумала множество положений для камеры:
сверху и снизу, съемки движущейся и статичной камерой, крупные и дальние планы,
неожиданные ракурсы. Операторов учили кататься на роликовых коньках, чтобы
получить с помощью ручных камер хорошие кадры в движении. Монтаж фильма занял
пять месяцев и проводился лично режиссером.
В итоге получился грандиозный
фантасмагорический спектакль исключительной художественной силы. В «Триумфе воли»
нет дикторского текста, но кинематографические образы оказались выразительнее
слов. Как речи Гитлера были нацелены не на логическое, а на эмоциональное
восприятие, так и фильм Рифеншталь обращался не к разуму, а к эмоциям
и глубинным инстинктам зрителя. Фильм прославлял отказ от индивидуальности,
объединение в массу. «Триумф воли» привлек к фашизму сотни тысяч людей. Запрет
на его демонстрацию не был отменен и спустя многие десятилетия после окончания
Второй мировой войны. В 1936 г. Рифеншталь поставила еще один пропагандистский
фильм «Наш вермахт».
Предыдущая Следующая