Предыдущая Следующая
однообразие точки зрения,
некоторая неподвижность взгляда, что не соответствует жизненной практике и
действует угнетающе на психику зрителя, утомляет его.
Поэтому при построении композиции
кадра и нахождении изобразительно-монтажного решения эпизода особенно для
актерских разговорных сцен или сцен ораторских выступлений на экране очень
важно создать иллюзию как бы свободного обзора объекта и динамизировать
картину. Эта динамизация зрелища достигается монтажом более коротких кадров,
съемкой движущейся камерой, применением различных ракурсов и крупностей.
Особенно при съемке с движения создаются киноперспективные иллюзии, что позволяет
зрителю без напряжения, не испытывая угнетенности, смотреть и слушать с экрана
длительные разговорные сцены или монологи.
При построении кадра необходимо
учитывать не только элементы живописные — тон, цвет, заполнение картинной
плоскости, но и элементы кинетические, такие, как темп, скорость и форма
движения предметов и физических сред (дым, вода и т.д.).
С помощью разнообразных
киноизобразительных приемов можно усилить динамичность изображения как кадров
внешне статичных (разговорные сцены, монологи), так и наполненных внешним
движением.
Смена планов (крупности) и
ракурсов, являясь основным средством динамизации действия в монтаже, создает
многообразие зрительных впечатлений и ощущений. Благодаря смене крупности
планов, изменению масштаба изображения выявляются новые стороны и качества
объекта, новые обстоятельства происходящих событий. Общие и средние планы дают
представление о явлении или объекте в целом, об их изменениях, форме и темпе
движения; крупные планы знакомят с деталями, подробностями событий, информируют
зрителя о сути происходящего, создается эффект присутствия, наконец, чаще всего
именно на крупных планах повышается активность восприятия киноизображения.
Монтажная картина динамизируется
и сменой композиционных форм кадров. От расположения объекта в кадре зависит
точность и наглядность передачи его движения, формы этого движения, темпа и
скорости. Так, например, изображение перемещающейся фигуры по диагонали дает
представление о форме ее движения в пространстве, а перемещение мимо аппарата,
про- фильное,передает темп движения, так как смотрится относительно фона и
рамок кадра. На общем плане обычно трудно передать ощущение темпа. Картинная
плоскость кадра на общем плане преимущественно заполнена неподвижным
(статуарным) материалом: земля, строения, небо. И оптическое ощущение темпа
создается лишь при определенной композиции кадра, т . е . тогда, когда
динамические элементы занимают значительную часть картинной плоскости кадра.
Если снять пробег, заполнив большую часть кадра фигурой, а статичные элементы
Предыдущая Следующая