Предыдущая Следующая
В немом кинематографе объективы
светосилы 1:3,5 и фокусного расстояния 50 мм, соответствующие нормальному
человеческому зрению, были основными рабочими объективами. Объективы фокусного
расстояния 75 и 90 мм считались «портретными» объективами. Когда Эдуард Тиссэ в
«Броненосце «Потемкин» стал снимать крупные планы объективами 35 мм, то это
была почти революция в трактовке киноизобразительной формы.
В последние годы применение
широкоугольных объективов с большой глубиной резко изображаемого пространства
предоставило актеру большую свободу движений перед аппаратом, позволив
использовать как глубину, так и широту пространства, строить своеобразную
глубинную мизансцену.
Использование широкоугольных
объективов имело большой художественный смысл, создав возможности нового
решения проблемы взаимоотношений действующего человека и пространства.
Присутствие в кадре на крупных и
средних планах резко видимой глубины пространства как бы включает актера в
среду, тогда как нерезкость словно выключает и изолирует актера от окружающей
обстановки.
Выбор того или иного плана,
ракурса, объектива всегда определяется конкретными задачами показа актерского действия.
Так, какой-либо проход актера
может быть выразителен в одном ракурсе и совершенно невыразителен при съемке в
другом. Какой-либо жест актера может быть очень эффектен и значителен на
среднем плане и потеряться на крупном плане. Портрет актера приобретает особую
силу в его связи с окружающей обстановкой при съемке широкоугольным объективом
и лишится смысла при съемке длиннофокусной оптикой и т. д.
3. Кинетические координаты
Метод кинематографического
изображения дает возможность передавать на экране не только движение реальных
предметов и фигур, но темп и скорость этого движения.
Воспроизведение на экране
скорости движения объекта зависит от соотношения числа снятых в единицу времени
фаз (Т) к числу проецируемых (Т2).
Предыдущая Следующая