Предыдущая Следующая
Таким образом, современный
кинематограф обладает несколькими системами, которые могут быть творчески
использованы оператором для осуществления своих художественных замыслов.
2. Киноперспектива
Как мы уже говорили, объект в
кино, в зависимости от смысловых и художественных задач, может быть изображен
по-разному — в разных масштабах и на разных планах, по нормали или в ракурсе.
Оформление предметного пространства кадра ведется исключительно с позиций
съемочного аппарата, в соответствии с этим предметное пространство кадра может
быть разделено на планы.
На рисунке схематично показано
деление предметного пространства кадра на планы. Фигура школьницы расположена
на первом плане (или в пространстве первого плана). Сидящий мужчина находится
на втором плане (или в пространстве второго плана). Женщина размещается на
дальнем плане (или в пространстве дальнего плана). Стены комнаты являются
фоном, ограничивающим изображаемое пространство в кинокадре.
В процессе действия фигуры могут
передвигаться в предметном пространстве кадра, переходить с дальнего плана на
первый план и наоборот.
В зависимости от того, насколько
фигура удалена от кинокамеры, она изображается на картинной плоскости кадра в
различных масштабах. Удаленность фигуры удобно обозначать числом фокусных
расстояний объектива (F),
которое помогает точнее определить масштаб (крупность) изображения.
Если фигура расположена близко от
аппарата (40 фокусных расстояний), на первом плане, и заполняет большую часть
картинной плоскости кадра, то такое изображение называют к р у п - н ы м п л а
н о м . Иногда крупный план актера называют портретным планом. Крупные планы в
монтаже актерской сцены применяются для выделения какого-либо действия актера,
например, мимической игры. Если фигура расположена на первом плане,
Деление предметного пространства
на планы
но изображена по колени или в
рост, то такое изображение называют с р е д н и м п л а н о м (от камеры фигура
удалена на 75 — 100 F
объектива).
Предыдущая Следующая