Предыдущая Следующая
Ощущения при восприятии
киноизображений весьма близки к особенностям восприятия реальной
действительности. Самым замечательным свойством кинокамеры как изобразительного
инструмента оказалась возможность показывать на экране не только то, что видит
человек, но и то, к а к он это видит.
Кинокамера может воспроизводить
иллюзию «всматривания» — если снимать предмет, например, трансфокатором,
иллюзию «прослеживания» взглядом — если снимать предмет динамической панорамой,
и т. д.
Оператор, используя определенные
съемочные приемы, может эффективно повысить выразительность и динамичность
экранного зрелища, уточнить образное представление о предмете.
Съемочные приемы — это как бы
«палитра» оператора.
Напомним основные съемочные
приемы, которыми может пользоваться оператор:
съемка разных планов посредством
объективов различных фокусных расстояний;
съемка объективами с переменным
фокусным расстоянием или трансфокаторными приставками;
ракурсная съемка;
съемка с ускоренной или замедленной
скоростью;
панорамирование со стационарной
позиции, воспроизводящее эффект оглядывания, эффект сопровождения, эффект
переброски взгляда;
динамическое панорамирование
(смешанная панорама «сопровождения» и «оглядывания», движение на объект или от
объекта, эффект наезда и эффект отъезда и т. д.).
Каждый из этих приемов съемки
обладает своей потенциальной выразительностью и, примененный творчески, будет
способствовать усилению воздействия содержания.
Замечательные ракурсные
композиции, снятые на палубах броненосца «Потемкин» и на Одесской лестнице
режиссером
С. Эйзенштейном и оператором Э. Тиссэ в
фильме «Броненосец
«Потемкин», возникли как
органическая необходимость снимать в конкретной, реальной обстановке. Логика
сюжетного действия, полного острых столкновений, требовала острой, напряженной
изобразительной формы. А использование палубы броненосца и Одесской лестницы —
этих исторически достоверных мест действия — в качестве съемочных площадок
побудило режиссера и оператора искать новые формы мизансценирования и новые
формы композиции кадров, взамен театрализованных мизансцен и стандартных точек
съемки. Исходя из определенных творческих задач и конструктивных особенностей
съемочных площадок, режиссер и оператор нашли эти новые формы композиции в монтаже
и ракурсах. В синтезе этих двух киноизобразительных средств выражения они
открыли новые идейно-художественные возможности кинематографа.
Предыдущая Следующая