Предыдущая Следующая
В. Пудовкин отмечает не только моменты
творческих поисков, но и этапы черновой производственной работы, без которой
сделать фильм невозможно.
Кинорежиссер, оператор и художник
не могут быть белоручками. Пудовкин, например, сам, своими руками месил и
разводил глинистую жижу в окопах, своими руками «старил» солдатские шинели,
обрызгивал лица и фигуры актеров глинистым раствором для того, чтобы создать
подлинный облик «окопного солдата».
Вот что он пишет об этой работе:
«Теперь немного о декорациях. Не о фанерных декорациях в ателье... а о
приготовлении местности, на которой мы снимали фронтовые куски. Здесь была
крупная заслуга помощников, сумевших сочетать деловой опыт с исключительной
удачей.
Задача была почти немыслимая.
Нужно было найти местность голую и унылую, при этом на ней должны были быть
редкие кусты, глинистые обрывы и непременно вода, которую можно было бы под
давлением передавать на любое расстояние для постоянной поливки во время
съемки. Это очень трудно. И все-таки задание было исполнено блестяще. Был и
обрыв, были кусты, была река и тут же оказалась небольшая гидравлическая
станция у плотины, которая подавала воду по рукавам. Конечно, местность
пришлось обработать. Инструментами для этой обработки были лопаты, бензин и
динамит. Лопатами рылись окопы. Бензином опрыскивались и сжигались листья на
кустах, а динамитом местности придавали нужный рельеф. Крестьяне соседней
деревни жаловались на беспокойство. Не мудрено — динамиту было истрачено около
двух пудов» .
1 В.
Пудовкин, Как мы делали фильм «Конец Санкт-Петербурга». — Сб. «Конец
Санкт-Петербурга», стр. 14.
НА СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ
1. Освоение
Работа на съемочной площадке
начинается с о с в о е н и я о б ъ е к т а .
«Освоение объекта — это как бы
репетиция съемки» .
Освоение является важнейшей
частью работы съемочной группы над постановочной подготовкой объекта в целом и
над его операторским решением в частности.
Предыдущая Следующая