Предыдущая Следующая
Так, например, на натертом воском
полу создается дополнительное отражение, блеск в плоскости падения пучка света.
Поэтому предметы с глянцевыми поверхностями, как фарфор или картины, писанные
маслом, надо снимать рассеянным светом по нормали либо на глянец или
полированную поверхность нанести при съемке плотный (но не толстый) слой пудры,
чтобы поверхность стала матовой.
Для воспроизведения фактуры ткани
известную роль играет поверхностная структура нитей. Шелковые ткани всегда
насыщеннее и чище по цвету, чем шерстяные, окрашенные в растворе того же самого
красителя.
Черный бархат отражает минимум
света в силу своей структуры, световой луч как бы гасится внутри ткани. Но если
придать ворсинкам одно направление и освещать их под зеркальным углом, то в
силу поверхностного отражения появится блеск. Этим свойством пользуются
операторы, освещая направленным контровым светом складки материала, выявляя его
фактуру.
Ткани мягкой выделки с
беспорядочно расположенными ворсинками всегда кажутся темнее гладких тканей,
изготовленных из нитей такой же окраски, если только сами не имеют блеска.
Оператор не может придать
снимаемому материалу новых фактурных качеств, но может освещением выявить или
скрыть качество материала, например, светотенью подчеркнуть его структуру. Свет
может оживить фактуру, дать ей ту или_иную игру посредством бликов, рефлексов,
затенений.
Если бы все материалы обладали
только рассеянным отражением, кадры фильма выглядели бы очень монотонно. Между
тем переливы света дают жизнь поверхности, особенно при показе предметов в
движении. Если матовые поверхности выглядят при различных углах освещения более
или менее одинаково, то глянцевые поверхности значительно более чувствительны к
изменениям углов освещения: при освещении боковым и контровым светом
поверхность начинает блестеть, что вызывает разбели- вание цвета, потерю цветом
насыщенности.
Поэтому, повторим еще раз, при
выборе материалов для съемки оператору необходимо учитывать не только
закономерности воспроизведения их цвета и фактуры в кинематографе, но и
колористическое или светотональное решение будущих сцен.
Предыдущая Следующая