Предыдущая Следующая
Все это заставило операторов
интересоваться эскизами, а затем и техникой постройки декораций, их планировкой
и фактурой и потребовало творческого контакта и дружбы с художни-
ком-постановщиком.
С внедрением
изобразительно-монтажной системы решения эпизодов фильма, и в частности
актерских сцен, одного участия в подготовке изобразительного оформления
(декорация, реквизит) оказалось тоже недостаточным. Изобразительно-монтажная
система требовала съемки актерских сцен отдельными кадрами, вместе с тем
изобразительно между собой связанными. Съемочные приемы — планы, ракурсы —
выбирались не произвольно, а в зависимости от художественных, драматургических
задач. И постепенно оказалось, что без знания сценария, без активного участия в
составлении режиссерского сценария и постановочного проекта творчески работать
над композицией кадра и освещением уже нельзя. Художественная форма кадра,
композиция и приемы съемки определялись уже в режиссерском монтажном сценарии.
Передовые операторы почувствовали необходимость принимать активное участие в
разработке режиссерских сценариев, а режиссеры, которым была дорога
пластическая выразительность образов фильма на экране, Всеволод Пудовкин,
Сергей Эйзенштейн, стали активно привлекать операторов к этой работе.
В наше время оператор, по
существу, начинает работать над композицией кадра и освещением с момента
создания режиссерского сценария, рассмотрения эскизов материального оформления
постановки (декораций, мебели, реквизита, костюмов) и проведения первых
актерских репетиций.
Участие оператора в
подготовительных работах следует считать важнейшей стороной его
художественно-творческой работы над киноизобразительным решением фильма на
пленке и экране.
В кинокадре воспроизводится
только то, что находится перед камерой, поэтому и качество киноизображения во
многом зависит от того, что и как «подготовлено» к съемке. Так, пестро
окрашенная декорация будет восприниматься на экране как неудачное
светотональное решение оператора, а подрисованные брови у актрисы придадут
оттенок безвкусия, антиэстетичности кинопортрету, снятому оператором. Поэтому
оператор, который хочет добиться выразительности материала на экране, должен
систематически и настойчиво участвовать во всех без исключения подготовительных
работах по оформлению постановки.
Предыдущая Следующая