Предыдущая Следующая
Кадр из фильма «Тарас Шевченко»
скорей к герою литературного
романа, чем к действующему лицу в театральной драме» , — пишет В. Пудовкин. В
этой сложной творческой работе задача кинооператора прийти на помощь актеру и
режиссеру своими киноживописными средствами, «написать» образ актера в роли на
экране. Оператор — посредник между творчеством актера и зрителем, для которого
творит актер. Созданный актером образ должен предстать на экране во всей своей
яркости и убедительности.
В практике советского кино есть
немало великолепных примеров исключительной выразительности экранных образов
героев фильма, успех которых во многом был обусловлен творческой работой оператора.
Потрясающая по своей
эмоциональности и обличительной силе часть фильма «Тарас Шевченко» (режиссер И.
Савченко, операторы Д. Демуцкий и И. Шекер), которая посвящена пребыванию
Шевченко в ссылке.
Режиссером и операторами было
точно найдено и убедительно передано изобразительно-монтажными средствами
определенное настроение, которое помогло актеру С. Бондарчуку выразительно
сыграть этот эпизод.
В. П у д о в к и н, Избранные
статьи, стр. 301.
Чувство глубокой тоскливости
вызывают пейзажи лагеря ссыльных: бескрайние, плоские дали выгоревшего на
солнце песка и бесцветное, знойное небо.
Притемняя небо серыми оттененными
фильтрами, выбирая«ло- бовое» (без теней) солнечное освещение и добиваясь таким
образом серо-свинцовой тональности, Д. Демуцкий создал кино- живописными
средствами колорит и атмосферу лагеря каторжного полка, в которой задыхался
вольнолюбивый поэт Шевченко.
В композиции большинства кадров
подчеркивалось назойливое однообразие пейзажа, создавая ощущение тоски и
безысходности, владевшими Шевченко. Однако в отдельных сценах, например, сцене
казни солдата Скобелева, острое, диагональное построение кадров и ракурсы
съемки создавали иной зрительный образ, подчеркивающий ужас экзекуции и
выражающий душевную драму самого Шевченко.
Предыдущая Следующая