Предыдущая Следующая
чество... Единственный царь и
владыка сцены — талантливый артист. Но м^ так и не удалось найти тот
сценический фон, который бы не мешал, а помогал его сложной художественной
работе. Нужен простой фон, — и1 эта простота должна идти от богатой,
а не от бедной фантазии» .
Эти слова Станиславского имеют
отношение и к операторам, так как созданный артистом образ становится доступным
зрителю только с экрана. Оператору легко увлечься внешне изобразительной формой
и забыть, что предметом изображения являются не «декоративные» фоны, а
творчество артиста.
Мизансцена в кино является
средством выражения образа перед камерой в предметном пространстве кинокадра и
становится доступной зрителю только в оптической форме на экране со всеми ее
свойствами и особенностями.
«...Кино — это не цепь
диапозитивов, и в игровом фильме главное место занимает действующий человек...
— отмечает С. Юткевич. — «Мизанкадры», рожденные не режиссерским произволом, а
законами органических действий киноактера, еще больше, чем на сценической площадке,
способны помочь внешнему выявлению внутреннего мира образа человека на
экране...»2
Мизансцена — это реальный
изобразительный материал, который нужно ясно и четко построить в предметном
пространстве и «вписать» в кадр в единстве динамических и живописных элементов.
Задачи оператора при построении композиции кадра — передать зрителю
эмоциональную насыщенность действия и придать кадру эстетически выразительную
форму на экране.
Если мизансцена это «язык»
режиссера, то композиция кадра это «язык» оператора.
В практике советского кино
сформировалось несколько методов подготовки и съемки актерских эпизодов.
Первый из них — это метод
монтажной съемки. Техника его заключается в том, что на общем плане
экспонируется обстановка и расположение людей, а затем последовательно
снимается и ряд укрупнений различного масштаба частностей сцены. Наиболее
ударные актерские действия, моменты выделяются крупным планом.
Предыдущая Следующая