Предыдущая Следующая
Так, например, работа
операторов А. Шеленкова и Ю. Чен
"Ромео и Джульетта" в постановке Л.Арнштама и Л.Лавровского является
не только высокохудожест-
венной в своем киноживописном
качестве, но и образцовой по своему профессиональному съемочному и
фотографическому исполнению. Здесь искусством оператора на экране не только
было воссоздано исключительно красочное зрелище, соответствующее по духу музыке
С. Прокофьева, но и запечатлено во всех нюансах и оттенках замечательное
мастерство балерины Г. Улановой и балетмейстера Л. Лавровского, благодаря чему
их искусство стало доступным для широкого зрителя в настоящем и в будущем.
Так же как и литературные
произведения, кинофильмы могут быть лирическими, эпическими, драматическими и
т. д., и каждый из этих видов требует своей киноизобразительной стилистики,
своеобразия использования изобразительно-выразительных средств киноискусства.
Не съемочный прием определяет художественный строй фильма как
кинематографического произведения, а идейно-художественный замысел
обусловливает применение тех или иных композиционных форм и той или иной манеры
освещения для создания кинообраза.
Советские операторы достигли
больших успехов в работе над черно-белыми и цветными фильмами обычного формата.
Возьмем такой вопрос, как съемка
картин различных жанров. Например, «неблагодарным» жанром для оператора
считается кинокомедия. В комедиях внимание зрителя сосредоточено обычно на
актере, на его поведении, на содержании его действий, жестов и мимики, на
интонации его речи, на содержании реплик. И задача оператора достаточно скромна
— выявить актера.
В советских комедийных фильмах
таких мастеров, как И. Пырьев и Г. Александров, изобразительная форма
используется творчески активно и своеобразно. В картинах режиссера Г.
Александрова «Веселые ребята» и «Цирк», снятых талантливым оператором В.
Нильсеном, отчетливо ощущается стремление режиссера и оператора активно
использовать киноизобразитель- ные средства для того, чтобы добиться
выразительности актерского действия и создать эффектное кинозрелише. Здесь
изобретательно использованы возможности комбинированных съемок и впервые
применен метод рирпроекции и транспарантной съемки. Кроме того, следует
отметить прекрасные кинопортреты замечательной советской киноактрисы Любови
Петровны Орловой, создавшей образы простых советских девушек.
Предыдущая Следующая