Предыдущая Следующая
Частые засветки чрезвычайно
утомляют глаз, что весьма серьезно сказывается на точности световых оценок. Как
правило, к концу съемочного дня у оператора теряется верное ощущение градации
яркостей и усталый оператор увеличивает контрасты светотени и т. д.
В черно-белом изображении
требуется суждение о светлот- ном контрасте объекта. Поэтому оператор как бы
переводит цветовые контрасты в тональные контрасты, цвета приравнивает по
светлоте к ахроматическим тонам, и это соотношение берется за основу
светотоналыного или светотеневого решения кадра. Эта работа требует навыка и
развитой различительной чувствительности глаза.
При построении освещения
оператору приходится учитывать целый ряд особенностей восприятия цвета и тонов.
Контраст соприкасающихся
тональных полей повышает порог различия между ними. Поэтому фигуры,
расположенные на контрастирующих по цвету и яркости фонах, лучше выделяются в
своих контурных очертаниях, но теряют в различимости внутренних форм. Так, при
рассматривании фигуры человека на фоне светлого неба против солнца четко
воспринимается линейная форма фигуры и с трудом различается тональность лица.
Фигура, выдержанная в сером тоне,
будет казаться светлой на черном фоне и темной на белом фоне. Это явление
позволяет строить тональность кадра не по абсолютной, а по относительной
яркости тона. Так, например, для изображения солнечного блика не обязателен
белый тон, можно весь кадр решить в оттенках серого тона, а солнечные блики
дать посредством зрительно более яркого тона.
В цветном фильме желтое пламя
свечи смотрится ярким на синем холодном фоне и тусклым — на красном теплом
фоне.
В первые мгновения появления
кадра на экране особенно остро выступают явления последовательного контраста
тонов, в дальнейшем ощущение контраста сглаживается.
При просмотре монтажного эпизода,
составленного из контрастных по тону кадров, возникают своеобразные зрительные
толчки. Если в одном кадре эпизода показывают объект, на котором фиксирован
взгляд, а в сменяющем кадре на этом месте яркий контрастирующий тон, то объект
внимания теряется. У зрителя наступает некоторое ослепление, затрудняющее
восприятие содержания фильма.
Предыдущая Следующая