Предыдущая Следующая
Общий уровень рассеянного света,
как известно, складывается аддитивно: из света, рассеянного всеми включенными в
момент съемки осветительными приборами, и из света, отраженного поверхностями
декораций. Но основную освещенность все же дает специально установленный, так
называемый в е р х н и й свет, заполняющий пространство декораций.
Свет от верхних подвесных
приборов в павильоне как бы заменяет свет неба на натуре и необходим для
создания достаточного уровня пространственной освещенности в каждой точке
декорации и на каждом элементе объекта.
При съемке движущегося в
пространстве объекта особенно необходимо иметь в тенях достаточную и
равномерную освещенность. Только это условие обеспечит нормальное
воспроизведение теневых элементов.
Исключение составляют случаи
специальных эффектов, решаемых в контрастной тональности, когда тени задано
получить черными (не экспонированными).
При черно-белой съемке на
высокочувствительных пленках большой фотографической широты наличие верхнего света
в составе заполняющего света не всегда обязательно, так как рассеянный
арматурой приборов и отраженный декорацией свет может быть достаточным для
экспозиции теневых элементов.
Важно лишь всегда помнить, что
независимо от чувствительности пленки достаточный уровень пространственной
освещенности необходим, ибо только в этом случае обеспечивается полное
воспроизведение цвета и фактуры в тенях, а отсюда — воспроизведение
пластической формы объекта.
Следует учесть, что освещенность
от точечного источника падает в пространстве обратно пропорционально квадрату
расстояния, поэтому в качестве приборов верхнего света применяют или гирлянды
смонтированных ламп или — при высоких декорациях — дуговые приборы верхнего
света типа РД.
Освещение поверхностей декорации
(стены, полы, проемы), а также предметов обстановки (столы, диваны и пр.)
рационально вести светом прожекторов, установленных на лесах и направленных на
поверхность сзади, т . е . к о н т р о в ы м с в е т о м .
Предыдущая Следующая