Предыдущая Следующая
Освещение велось узкими световыми
пучками посредством так называемых «бебиков». Движения актеров так же жестко
вписывались в кадр и точно располагались относительно света. Это, конечно,
стесняло актеров, и мизансцены воспринимались иногда несколько напряженными и
условными.
Новую систему решения актерских
сцен можно наблюдать в последнее время в фильмах С. Герасимова, М. Калатозова и
других режиссеров.
С помощью широкоугольных
объективов и панорамирования создается впечатление более свободного,
естественного поведения актеров в кадре. Операторы применяют систему световых
потоков. Пучки света направляются на лицо, на фигуру, причем эти пятна света
мало оправданы, но точно рассчитаны так, чтобы выявить мимику и жест актеров.
На крупных планах лицо и фигура свободно располагаются относительно аппарата,
иногда в профиль, иногда спиной.
Это новый шаг по пути к
естественности кинематографических композиций.
Новые поиски киноизобразительных
решений привели к съемке актерских эпизодов не в павильонных декорациях, а в
натуральных интерьерах.
Съемка актерских сцен в таких
интерьерах делает кинозрелище еще более достоверным, а игровые актерские сцены
— более естественными и жизненными.
При съемке фильмов современной
тематики в интерьерах новой архитектуры с широкими окнами подсветка имеет своей
Оператор Вадим Юсов (справа) на
съемке фильма «Иваново детство»
целью сбалансировать освещенности
в интерьере и на натурном фоне.
Техника съемки в реалистических
условиях основана на воспроизведении натурального светового эффекта, что и
потребовало иного отношения к световой трактовке игры актера.
Пучковой свет прожекторов породил
в кинематографе систему освещения, отличительными признаками которой было
обязательное высвечивание актера, причем иногда вне связи с основным
распределением световых масс.
Актер в декорации и у окна, и в
глубокой нише, и у лампы показывался ровно освещенным. Такая манера
кинематографического освещения была во многом условной.
Предыдущая Следующая