Предыдущая Следующая
Сплошной равномерный свет,
заливающий пространство декораций и фигуры актеров, был экспозиционным светом.
Такие элементы художественной
формы кинокартины, как световые эффекты, тональность, ракурсы и монтажная смена
планов, которые сейчас кажутся такими простыми и само собой разумеющимися, еще
не были открыты.
Технические возможности оператора
были весьма ограниченны: пленка была не сенсибилизирована, красные и желтые
цвета не воспроизводились, осветительные приборы с открытой дугой без
отражателей и рассеивателей были громоздки и обжигали актерам глаза, грим был
театральный, лицо актера как бы раскрашивалось.
В фильме «Пиковая дама» (режиссер
Я. Протазанов, оператор Е. Славинский) можно видеть мизансцены, где актеры,
выходя на первый план, приближались к аппарату настолько, что их изображение
уже можно назвать крупным планом. Но это еще не был отдельный монтажный крупный
план.
Техника освещения таких мизанцен
строилась следующим образом: общий свет давали ртутные лампы, осветительные
приборы с открытой электрической дугой устанавливались вдоль границ кадра и в
известной мере разбивали сплошной свет, усиливая освещенность с одной стороны и
имитируя тем самым направленный свет.
Но все же, несмотря на
примитивную съемочную и осветительную технику, операторы учились выполнять
различные художественные задачи, в частности решать эффекты солнечного света из
окон, света от ламп и свечей, каминов, выделять светом лица и фигуры актеров и
т. д.
Одним из первых оператор А.
Левицкий попытался осуществить световые эффекты посредством мощных дуговых
приборов (арки), свет которых падал на декорацию сквозь фигурную про-
Оператор А. Левицкий
резь (тюремная решетка, оконные
переплеты).
Оператора Левицкого можно считать
«отцом» художественного киноосвещения. Он стал широко применять так называемое
«рембрандтовское» освещение, характерное глубокими тенями и выступающими света
ми. Примером работы со светом А. Левицкого могут служить фильмы «Крест и
маузер» (режиссер
Предыдущая Следующая