Предыдущая Следующая
«Свет создает в конце концов ту
форму, которая переносится на экран.
На экране нет ничего, кроме света
различной силы, и понятно поэтому, что, управляя светом на съемке, мы совершаем
фактически работу по оформлению будущего изображения. Вместе с тем ощущение
качества и интенсивности света, учет непосредственной связи между объектом и
возможным его изо- бражением1 на пленке связаны исключительно с
техникой оператора» .
Кинофотографическая техника
изображения позволяет воспроизводить вид предмета с наибольшей среди известных
способов изображения наглядностью.
Расположение и движение предметов
в пространстве, их размеры и удаленность, контурная и объемная формы, их
ширина, высота и глубина, выделенность на фоне, цвет и фактура материала,
характер физической среды, в которой они находятся, могут быть зафиксированы
киноаппаратом на пленке и переданы на экране.
Задача воспроизведения линейной и
объемной формы предметов, тона, цвета и фактуры материалов в кино решается
освещением. Освещенный объект фиксируется на пленке в виде светотональной или
цветной картины, которая затем проецируется на экран.
В фильме свет создает цвет или
тон изображаемых предметов, а порождаемая освещением светотень определяет возможность
воспроизведения объемных форм предметов, рельефов и пространства на экране.
С помощью света воссоздаются в
кино световые эффекты, по которым можно определить время и место действия,
которые сообщают тональную и цветовую завершенность кинокартине.
Наконец, энергия света определяет
саму возможность получения кинофотографического изображения.
Киноосвещение как специфическая
техника получения киноизображения возникло в начальный период развития
кинематографа, когда для съемки игровых актерских фильмов стали строить
специальные кинопавильоны. Установкой освещения занимались кинооператоры.
По мере совершенствования кино
как искусства освещение постепенно превратилось в художественно-творческую
работу со светом и стало органической частью профессионального мастерства
кинооператора, подобно рисунку — для графика и живописи — для живописца.
Предыдущая Следующая