Предыдущая Следующая
Для достижения эффекта оператор
привел в действие разнообразные специфические средства своей
киноизобразительной палитры.
Дым от дымовых шашек, раздуваемый
специальными ветродуями, не только формирует на экране видимую физическую
(воздушную) среду, а становится как бы элементом эмоционального воздействия.
Рвущиеся клочья дыма благодаря врожденным ассоциациям вызывают ощущение тревоги
и настороженности. С помощью светофильтров был подчеркнут темный фон неба, на
котором резко выделяются фигуры людей, рвущиеся под ветром флаги и черные
силуэты крестов. Вся эта картина рождает у зрителя ощущение драматизма,
соответствующее содержанию эпизода.
Напряженная тональность, высокие
световые контрасты, динамичность композиции — это специфические операторские
средства, которые в синтезе со звуком, музыкой и шумами создали определенную
эмоциональную настроенность зрителя, необходимую для полного, глубокого и
взволнованного восприятия драматургических образов.
ПРИМЕР РАБОТЫ НАД КОМПОЗИЦИЕЙ
КАДРА В ФИЛЬМЕ
НОРМАЛЬНОГО ФОРМАТА
Известный советский искусствовед
М. Алпатов в заключении к своей книге «Композиция в живописи» пишет:
«Работа художника над
композицией... ни в какой степени не сводится к соблюдению тех или иных правил,
применению тех или иных приемов. Она заключается в с о з н а т е л ь н о м н а
х о ж д е н и и к о м п о з и ц и о н н ы х р е ш е н и й в к а ж - д о м о т д
е л ь н о м с л у ч а е в з а в и с и м о с т и о т п о с т а в л е н н ы х с е
б е х у д о ж н и к о м з а д а ч , о т в с е г о е г о т в о р ч е с к о г о о
т н о ш е н и я к м и р у (подчеркнуто мною.-А Г.). Нашего советского
художника... этот вывод обязывает к самостоятельной выработке композиционных
форм, соответствующих новым задачам искусства... Изучение художественного наследия,
проникновение в сущности композиционных решений великих мастеров прошлых
столетий должно прежде всего служить освоению художником с а м о г о языка
живописи (подчеркнуто мною. — А. Г.), должно научить его сознательно,
аналитически подходить к великим
Предыдущая Следующая