Предыдущая Следующая
— Действительно,
— сказали бы мы. — Все неизмеримо сложнее. Дело не в механическом подсчете воображаемых
тяжестей на воображаемых весах. Ha
эти «весы», определяющие цельность и выразительность композиции, ложатся не
только света и тени, но и оценки происходящего действия и эмоциональные
характеристики композиционных деталей.
Человеческое сознание
чутко откликается на информацию, идущую с экрана. Зритель всегда готов на
основе чувственных впечатлений делать логические выводы, искать внутреннюю
суть явлений и фактов, давать оценки событиям. Весь комплекс звуко-зрительных
впечатлений влияет на восприятие композиционной конструкции, и поэтому
равновесие композиции нельзя сводить только к явному подобию свето - и
цветотональных компонентов.
Рассмотрим кадр 15.
Левая часть композиции явно «тяжелее» правой, если судить только по тональным
массам. Ho если взять этот кадр в динамике,
то мелькающий за окном пейзаж придает изображению иное качество по сравнению с
неподвижной фотографией. Активность правой части кинокадра может сыграть
решающую роль, и именно пейзаж станет сюжетно-композиционным центром, на
который в первую очередь обратит внимание зритель.
— Ho ведь в искусстве главное — образ
человека, — мог возразить предок. — A
вы предположили, что зритель посмотрит на пейзаж, который во время движения
поезда и не разглядишь как следует...
Пейзаж обязательно
привлечет внимание зрителей по своим формальным качествам: он движется, а
сидящий у окна человек неподвижен, и поэтому внимание зрителей прежде всего
будет обращено на динамичный элемент композиции.


Кадр 15
Это свойство нашей
психики, тут уж ничего не поделаешь. Серая унылая масса деревьев, которую «не
разглядеть», своим однообразным видом создаст определенное эмоциональное
настроение, и оно будет характеристикой состояния героя. Так о чем
рассказывает этот кадр? O пейзаже или о человеке?
Предыдущая Следующая