Предыдущая Следующая
Кадр 13 — пример
операторского решения, которое привело к тому, что реальные пропорции нарушены
и морда лошади приобрела вовсе не те пропорциональные сочетания с ее туловищем,
которые увидел бы зритель в действительности. Явное искажение формы в данном
случае — следствие определенных условий съемки: камера расположена слишком
близко к объекту, и съемка велась короткофокусной оптикой.

— A зачем это нужно? — мог задать
резонный вопрос пещерный художник. — Зачем ни с того ни с сего коверкать форму?
— Ha этот вопрос у нас нет ответа,
— сказали бы
мы. — Просим извинить нас, но сами не понимаем...
Взвесим
невесомое
«Уравновешенная
композиция», говорим мы, «неуравновешенная». Что за странные термины? Они явно
взяты из физики и говорят о силе земного тяготения. При чем же тут искусство?
A при том, что мы всегда неосознанно
стремимся к равновесию. Эта черта человеческой психики появилась у наших
далеких предков, когда они только-только принимали вертикальное положение и
сохранение равновесия было для будущего прямо ходящего существа серьезной проблемой.
Да и теперь у каждого малыша, стремящегося сделать свой первый шаг, возникает и
на всю жизнь остается понимание равновесия как блага и покоя. Только этим и
можно объяснить, что два человека смотрят на картину и, не сговариваясь,
согласно кивают головами: «Да-а... левая сторона утяжелена. A вот тут нужно бы уравновесить». A уравновесить в истинном значении
этого слова никак нельзя. Лишнюю гирьку никуда не положишь.
Так что же это за
термин? B чем его смысл?
Поле экрана, пока на
него не спроектировано изображение, — белый прямоугольник. Ho как только луч света,
направленный из будки киномеханика, достигает экранной плоскости, наше
впечатление от освещенных и не освещенных участков непрерывно меняется.
— Так что же
получается? — мог спросить косматый предок. — Выходит, что каждый участок
экранной плоскости становится «тяжелым» или «легким» от того количества света,
который на него падает?
Предыдущая Следующая