Предыдущая Следующая
Кстати,
коллега, не подумайте, что наши девять примеров и девять монтажных правил, о
которых мы рассказали, исчерпали всю тему. Это только те правила, соблюдая
которые, кинооператор не совершит грубых ошибок. Монтаж – это ведь
неисчерпаемая область для теоретиков и практиков кинооператорского мастерства!

К. С. Петров-Водкнн. Смерть комиссара
Неожиданное
расположение фигур и искривленный горизонт на картине русского художника К. С.
Петрова-Boдкнна похожи на композицию, снятую сверхкороткофокусным
кинообъективом, которого в 1927 году, когда писалось полотно, еще не было.
Внимание, снимаю!
Выбрать вариант
Каждый
кинокадр рождается как результат осмысления кинооператором действительности и
стремления дать ей свою эстетическую оценку. Результат при этом зависит от
умения кинооператора выбрать технические и творческие средства, которые
наиболее выразительно передадут авторский замысел. Любая конкретная ситуация,
которая возникает перед камерой, – будь то актерская сцена, разыгранная
специально для киносъёмки, или факт реальной действительности – может быть
показана по-разному в бесчисленном количестве вариантов- Изобразительное
решение может снизить значение и эмоциональный характер происходившего
действия, может усилить их, обратив внимание зрителя на то, что показалось
кинооператору наиболее важным.
Работа
кинооператора во время съёмки состоит из трех основных этапов: выбор объекта,
обращение к технике, которая необходима для творческого приема, применение
которого даст намеченный результат.
Кадр
94 показывает исходную ситуацию, для съёмки которой кинооператору предстоит
выбрать творческий прием и сделать это так, чтобы не только рассказать о
событии, но и усилить его эмоциональную окраску.

Кадр 94
Самое
простое – взять объект общим планом, чтобы на картинной плоскости было видно
все происходящее. Но очевидных достоинств у такой композиции нет. Общий план,
как уже говорилось, характеризует главным образом среду, а не; объект. Если
кинооператор все-таки покажет эту ситуацию на общем плане, конечно, факт будет
передан, но это не будет ярким изобразительным решением. Когда специфика
действия раскрыта сразу и полностью, все компоненты композиции бывают
представлены зрителю однозначно, без авторских оценок. В таких случаях на
аудиторию действует сам факт. Внутрикадровое содержание в этих случаях
становится сухой информацией, так как для образности нет соответствующей
изобразительной основы.
Предыдущая Следующая