Предыдущая Следующая
–
Ну, не очень-то гордитесь! – мог перебить нас пещерный художник. – И сегодня не
все умеют смотреть кино. Иногда в зале хихикают, когда идет совсем не смешная
сцена, или могут весело обсуждать что-то, когда надо бы загрустить.
–
Да, дорогой коллега, – согласились бы мы. – Бывает. К сожалению.
Действительно,
плохо подготовленный зритель не всегда улавливает главную мысль произведения,
не видит аналогий, на которые рассчитывает автор, не понимает значения
монтажных переходов – короче говоря, не всегда приходит к тем выводам, ради
которых снимался эпизод и создавался фильм.
–
Но ведь иногда и автор так запутывает зрителя, что тот при всем желании не
может понять, в чем дело! – мог возразить предок.
–
Да, – снова согласились бы мы. – И это бывает. К сожалению…
Разъединить, чтобы соединить
Если
планы А и Б не могут быть поставлены рядом, так как их соседство создает
изобразительный скачок, а по творческому замыслу режиссера они должны появиться
в последовательности А+Б, то он соединяет их при помощи перебивки Такой
монтажный прием нейтрализует внешнее несоответствие планов А и Б.
Перебивочный
план – внутри эпизодный элемент. Его задача – Сделать возможным сочетание
кадров, показывающих конкретное действие. Но, соединяя два плана, перебивка вклинивается
между предыдущим и последующим, разбивая цельность материала, и поэтому
кинооператор должен помнить о противоречащих сторонах этого монтажного
компонента. Необходимость соединить планы А и Б должна превышать разъединяющую
роль перебивки, для которой следует выбирать материал, имеющий отношение к
содержанию обоих смонтированных планов.
Являясь
техническим средством, перебивочный план косвенным образом все же участвует в
формировании содержания, так как он устраняет временные и пространственные несоответствия
между планами, которые это содержание выражают.
Опытный
кинооператор всегда старается включить перебивочный план в сюжетную ткань
эпизода. Это возможно, если перебивка содержит долю изобразительной информации,
которая уже заключена в соединяемых кадрах. Дополняя эту информацию,
перебивочный план перестает быть чисто технической деталью монтажного
построения и становится смысловым компонентом сюжетной линии.
Предыдущая Следующая