Предыдущая Следующая
Иногда
в единую монтажную структуру соединяется разнородный по форме материал. Кадр
87, а, например, может продолжиться кадром 87, б. Это монтаж панорамы со
статикой. Общего плана с крупным. Ситуации, происходящей на поле стадиона, и
другой – вне поля, на зрительной трибуне. Эти кадры абсолютно не похожи друг на
друга.
–
Но почему вы считаете, что они все-таки монтируются? – мог спросить пещерный
художник.
–
А потому, уважаемый коллега, – ответили бы мы, – что они характеризуют одно и
то же событие. Они монтируются не по внешним формальным признакам, которые у
них, действительно, различны, их соединяет то, что поведение героев в обоих
случаях вызвано одной и той же причиной – борьбой за мяч. Крупный план
зрительницы – это отклик на то, что происходит в предыдущем кадре. А реакция на
какое-либо действие – это фактически есть то же самое действие, одна из его
граней. В данном случае крупный план не имеет самостоятельного значения. Если
говорить о его появлении в монтажной фразе, то он подчинен главной сюжетной
линии.
Здесь,
в этом монтажном соединении, хорошо видна зависимость, которая связывает кадры
одной мизансцены: строя композицию крупного плана, кинооператор свободен во
всем, кроме необходимости выдержать направление линий движения и линий внимания
героев. Конечно, если и то и другое не будет выполнено, то снятые кадры все
равно могут быть склеены и окажутся рядом. Но если речь идет о творческом
решении, то кинооператору ни в коем случае не следует снимать героиню в момент,
когда ее мимика не свидетельствует об интересе к игре, и в момент, когда
композиционные линии соседних планов не подкрепляют, а разрушают монтажное
единство.
В
далеком прошлом для того, чтобы снять "кинофильму", как тогда
говорили, кинооператору нужно было всего лишь навести объектив на фокус и
правильно определить экспозицию. Сегодня кинооператор не просто фиксирует на
пленку действие, происходящее перед камерой, он формирует изображение, подчиняя
все его компоненты главной цели – ярче, выразительнее передать мысль и чувства
автора.
Предыдущая Следующая