Предыдущая Следующая
Наше
внутреннее состояние всегда заставляет нас действовать в том или ином темпе. И
если от переживаемых эмоций зависит темп наших действий, то, значит, существует
и обратная связь? В самом деле, по характеру действия, по его темпу мы нередко
можем судить и об эмоциях, сопровождающих его. Такой ход рассуждений помогает
кинооператору находить темп выполнения приема.
Съёмка
с движения дала возможность показывать пространство с точки зрения человека,
который видит мир со своей, только ему присущей позиции. Так появился метод
съёмки, названный "субъективной" камерой.
"Субъективная"
– это значит имитирующая взгляд киногероя, исходя из его мироощущения, и
совершающая действия в свойственной ему манере. Материал, снятый таким методом,
позволил максимально сблизить героя и зрителя, который воспринимает экранное
изображение уже не как операторскую трактовку события, а как реакцию героя на
все, что происходит вокруг него. Прием дал возможность получать предельно
эмоциональные кадры, ярко характеризующие человеческие чувства.
–
А почему вы думаете, что ваша "субъективная камера" будет вызывать
зрительские эмоции? – мог спросить пещерный художник. – За счет чего они
возникнут?
–
Уважаемый коллега, – предложили бы мы. – Представим, как бы выглядели на экране
кинокадры охоты, снятые такой камерой.
…Мы
подкрадываемся к стаду мамонтов. По сторонам тянутся жесткие стебли тундровой
осоки. Иногда кадр перекрывают ветки каких-то кустиков, возникающих перед самым
объективом. Охотники, которые идут рядом с оператором, крадутся пригнувшись, и
поэтому киносъёмка ведется с нижней точки.
Стадо
мохнатых великанов все ближе и ближе. Движение камеры все осторожнее. Все выше
становятся огромные туши животных. Камера замедляет движение, и зритель
чувствует, что ему передается вполне понятный страх охотников.
Но
вот камера останавливается и прячется в кустах. Мы следим за стадом сквозь
зеленые листья и густую траву.
Предыдущая Следующая